|
 |
|
Сегодня в Москве открывается VII съезд Федерации независимых профсоюзов России, который продлится до 14 января.
В работе съезда примут участие профсоюзные деятели разных уровней, включая членов молодежных советов, представителей профсоюзных вузов и т.д. На съезд приглашены члены правительства, Федерального собрания, главы администраций субъектов РФ, представители объединений работодателей, учреждений науки и культуры, религиозных конфессий, представители Международной организации труда, зарубежных профобъединений. Освещать работу съезда будут около ста представителей СМИ.
Его участникам предстоит избрать новое руководство ФНПР и обсудить положение дел в области защиты интересов работников, кроме этого будут поставлены вопросы о роли и месте профсоюзов в обществе.
Данный съезд прокомментировали:
Иосиф Дискин
Сопредседатель Совета по национальной стратегии.
Сегодня необходимо, чтобы люди наемного труда вырабатывали свои общие требования, выражали свои интересы в области соблюдения правил производства, техники безопасности, с тем, чтобы обеспечивались трудовые соглашения и так далее. Другой вопрос, что это должно происходить не по инерции, доставшейся от прошлого времени, а это должна быть инициатива реального осознанного выбора. Вспомните профсоюз работников автосборочных предприятий Форда, реально действующий профсоюз, который добился своего, не смотря на большое сопротивление.
С моей точки зрения, борьба профсоюзов многое бы могла сделать, и в том числе, дать импульс к инновациям, к усовершенствованию технологий. Где у нас самые незащищенные группы – в строительстве, в коммуналке, там же применяются самые отсталые технологии, там же применяются самые варварские методы охраны труда или вообще отсутствует охрана труда. А были бы в этих отраслях профсоюзы – я думаю, что это заставило бы и предпринимателей принимать серьезные технологические решения, не был бы практически бесплатным труд, и это бы двинуло страну вперед.
Практически всюду в мире многие десятилетия профсоюзы были тесно связаны с соответствующими политическими партиями, руководство профсоюзов являлось то депутатами парламента, то представителями лейбористской партии. Руководители профсоюзов Италии традиционно входили в высшее руководство, были членами политбюро компартии Италии, когда она существовала, а сегодня они связаны с демократической партией. Аналогичная ситуация во Франции, в той же самой Германией руководство профсоюзов тесно связано с социал-демократической партией - такому соединению уже больше 150 лет.
Андрей Исаев - один из кандидатов на пост нового главы профсоюзного движения, между прочим, воспитанник сегодняшнего руководителя ФНПР Михаила Шмакова. Шмаков, будучи руководителем московской организации профсоюзов, вырастил газету «Солидарность», тогдашний листок московской организации профсоюзов, и приметил молодого энергичного Андрея Исаева, я помню его в те времена.
Шмаков пошел выше, стал президентом ФНПР, а Исаев стал заместителем председателя ФНПР, он показал себя как энергичный, хороший оратор. Конечно, нужно вспомнить еще одного человека, который продвигал Андрея Константиновича – это Юрий Михайлович Лужков, и «Отечество – вся Россия» по чьей первоначальной квоте Исаев вошел в Госдуму, уже потом возникла «Единая Россия».
С моей точки зрения, если он будет избран, то это пойдет на пользу ФНПР, потому что Исаев – политик с большими амбициями, и прекрасно понимает, что если ФНПР удастся превратить в реальную общественно-политическую силу, то это движение стало бы важной частью фундамента для развития его политической карьеры. Поэтому мотивация у него серьезная, но вопрос в другом: я не очень понимаю, как партия, считающая себя консервативной, будет уживаться с профсоюзами, которые неизбежно будут леветь, но это другой вопрос, посмотрим.
Дмитрий Бадовский
Заместитель директора НИИ социальных систем.
Изменения в сторону развития социальных гарантий, которые претерпел капитализм за последние лет сто, во многом было обеспечено усилиями профсоюзных движений. Роль профсоюзов здесь весьма и весьма велика, и те механизмы трехстороннего партнерства, которые исторически сформировались между государством, профсоюзами и бизнесом – они работают, и во многих странах мира обеспечивают нормальное инновационное развитие трудовых отношений, и большую роль играют в общей социальной солидарности, в обществе. Ну и, конечно, исторически профсоюзы связаны с теми или иными политическими силами. В разных странах по-разному, но их роль на политической сцене тоже уже традиционно велика.
Есть страны с разными традициями, если мы вспомним Францию, например, недавние массовые забастовки, связанные с реформой пенсионной системы, то, конечно, там и политические силы играли роль, и социалисты, и левые пытались использовать эти волнения, но вообще говоря, это была как раз во многом демонстрация мощи различных национальных профсоюзов. Только другое дело, что Франция в этом смысле страна очень сильно отличающаяся от России. Это в некотором смысле страна с самой очевидной ролью профсоюзов на сегодняшний день.
Что касается ситуации в нашей стране, то с одной стороны мы все знаем, что в советское время профсоюзы свелись к известным полукомичным образцам профсоюзных активистов или активисток, собирающих деньги на что-то. С другой стороны, профсоюзы распределяли путевки и еще чем-то таким занимались, «пропесочивали» нерадивых работников вместе с парткомом и так далее. Конечно, в этом смысле роль, связанную с защитой прав трудящихся они в советский период утратили, и, как мы помним, стали приводным ремнем партии в ее работе.
В новой России профсоюзы пытаются играть иную роль. Они пытаются восстановить свое влияние, пытаются восстановить доверие к себе, в том числе со стороны трудящихся. Но в целом, профсоюзы как были, так и остаются младшим партнером в диалоге и с бизнесом, и с государством. Да и в самом профсоюзном движении ситуация не простая, потому что в разных отраслях формируются свои новые независимые профсоюзы, не все доверяют ФНПР как крупнейшему профсоюзному объединению страны, но при этом конечно ФНПР остается крупнейшим профсоюзным объединением.
Роль профсоюзов потенциально может и должна быть достаточно велика, в то время как экономика находится на пороге технологической модернизации, когда реформируется и трудовое законодательство, и система социальных налогов, когда впереди пенсионная реформа и ее новый этап.
Многие цели модернизации связаны, в том числе, с повышением производительности труда, с технологическим обновлением производства, с очень серьезными изменениями в связи с этим на рынке труда, с необходимостью массового переобучения, переподготовки кадров, тогда когда будут вставать вопросы и о необходимости принципиально изменить рынок труда с точки зрения внутренней трудовой миграции, когда будет пенсионная реформа впереди, ее очередной этап.
Все это очень и очень серьезные вопросы, и понятно, что роль профсоюзов здесь должна быть велика, и она по идее должна расти, и голос профсоюзов в диалоге с бизнесом и государством должен становиться все более существенным и весомым. Но насколько готово к этому нынешнее профсоюзное движение, и в частности ФНПР – это очень серьезный вопрос. И конечно, на сегодняшний день ситуация может быть объективно созревает и назревает какая-то модернизация самого профсоюзного движения, в том числе и смена поколений в руководстве профсоюзов.
Михаил Шмаков
Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР).
Формы достижения целей профсоюзного движения могут быть разные. Это могут быть переговоры, могут быть массовые и коллективные действия, например забастовки, которые ведутся повсеместно. Правда, государством не признаются забастовки, а работодатели сейчас очень часто подают документы в суд о признании забастовки незаконной, с последующим предъявлением имущественных и финансовых претензий к профсоюзам, которые эти забастовки организовывают.
Поэтому у нас двоякое отношение к законодательству. С одной стороны, законодательство признает, что мы хотим войти в число цивилизованных стран, чтобы наше законодательство соответствовало главным направлениям развития общественной жизни в мире, а с другой стороны, де-юро признавая забастовки, де-факто они запрещаются.
Из-за этого люди прибегают к запрещенным во всем цивилизованном мире способам выражения своей позиции – голодовкам. Что нужно сделать с человеком, чтобы он пошел на риск смерти ради выплаты заработной платы? До какого состояния его надо довести?
Сегодня партии занимают одну нишу в общественно-политической жизни страны, а профсоюзы – общественная организация, они занимают другую нишу. Мы взаимодействуем с теми партиями и общественными движениями, которые разделяют наши цели. Но мы по нашему уставу не зависим ни от одной партии, ни от одного политического движения, ни от одной организации, ни от работодателей, ни от государства. И мы дальше эту линию будем проводить.
|