Проблемы придания статуса цивилизованной и прозрачной деятельности целому ряду общественно востребованных профессий сегодня становятся объектами пристального взгляда профсоюзных объединений. Где-то происходит процесс подмены трудовых отношений хозяйственными, когда работникам приходится выступать в качестве индивидуальных предпринимателей вместо заключения нормальных трудовых договоров, а где-то целые отрасли продолжают оставаться в тени, где не действуют не только Трудовой кодекс, но и законодательство в целом.
Одной из таких сфер является общественно значимая деятельность по таксомоторным перевозкам. Ситуация в ней давно стала притчей во языцех, особенно в крупных городах, прежде всего – в столичном регионе. С одной стороны, большое количество занятых в этой сфере работников делает ее социально значимой с точки зрения аккумуляции трудовых ресурсов. С другой стороны, перевозка граждан и грузов – общественно значимая функция, которая, помимо всего прочего, прямым образом связана с общественной безопасностью. Не говоря уже об объемах денежных средств, оборачивающихся здесь, подсчитать которые сегодня статистическим путем практически невозможно потому, что отрасль практически полностью находится в тени.
Как любая деятельность, в которой превалирует теневая составляющая, таксомоторные перевозки сегодня страдают целым букетом социальных и криминальных болезней. Ситуация в Москве стала настолько острой, что Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта «Таксист» обратился в Общественную палату РФ с официальным письмом, где, в частности, говорится о проблемах безрезультатной кампании по борьбе с нелегальным бизнесом частного извоза. Члены профсоюза сообщили и об острых проблемах нарушения миграционного законодательства, и об ущемлении социально-трудовых прав полу и нелегально работающих сотрудников таксомоторных фирм, о злостном нарушении требований к налоговому, пенсионному и страховому учету.
В письме, в частности, говорится, что «в среде таксистов резко растет негодование и готовность к решительным действиям. Во избежание всякого рода волнений в таксомоторном сообществе профсоюз «Таксист» выступает с инициативой создать в г.Москве трехстороннюю комиссию в сфере перевозок пассажиров легковым и маршрутными такси», а также перечислен ряд конструктивных предложений.
Результатом этого обращения стало официальное письмо члена Общественной палаты и президента Союза профсоюзов России Дмитрия Галочкина в адрес Заместителя Руководителя Аппарата Правительства г. Москвы А.В. Старовойтова, текст которого приводим полностью:
«Уважаемый Алексей Вячеславович!
В последний период в адрес Общественной палаты участились обращения граждан, вызывающих опасение обстановкой, сложившейся вокруг ситуации связанной с такси. Данный вопрос приобретает особую социальную актуальность еще и потому, что с одной стороны таксомоторные перевозки (грузовые и легковые) являются традиционной сферой трудоустройства значительного количества граждан – жителей нашего города, а с другой стороны являются сферой предоставления услуг москвичам и гостям столицы. И здесь возникающая излишняя нервозность, которая на наш взгляд периодически возникает в данной сфере, в определенной мере, способна отрицательно повлиять на качество обслуживания населения и безопасность транспортных перевозок в городе в целом.
Учитывая готовность Вашего руководства и Вас лично к открытому диалогу с общественностью по разработке оптимальных путей решения стоящих перед исполнительной властью города задач, предлагаю Вам совместно с нами проработать вопрос об перспективах упорядочения таксомоторных перевозок в соответствии с требованиями действующей нормативно-правовой базой и пожеланиями заинтересованных сторон.
Союз Профсоюзов России, который я возглавляю готов взять на себя организацию переговорного процесса, т.к. профсоюзы таксистов, учитывая специфику их деятельности, входят в наше всероссийское объединение профсоюзов.
С этой целью, считал бы целесообразным предложить в качестве первого шага организовать рабочую встречу руководства профсоюза таксистов с руководителем Департамента транспорта г. Москвы и, учитывая тот факт, что тема затрагивает безопасность граждан с руководителем Департамента региональной безопасности.
Приложение: 1. Письмо межрегионального профсоюза работников
общественного транспорта «Таксист» - 2 л.
С уважением,
Член Общественной палаты Российской Федерации,
Президент Союза профсоюзов России,
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ
Д.Е. Галочкин»
Генеральный секретарь Союза профсоюзов России Евгений Куликов так прокомментировал это обращение: «Мы надеемся, что результатом такого обращения станет конструктивная работа по реализации инициатив наших коллег по профсоюзному движению. Значение и роль профсоюзов в качестве действенного фактора регуляции социально-трудовых и социально-экономических отношений, закрепленные в законодательстве России и продиктованные требованиями развития гражданского общества, должны быть соответствующим образом учтены во взаимодействии с властными и общественными институтами»
|