Все влюбленные в симпатичную модель Ford Focus и терпеливо ожидающие своей очереди могут отложить свои надежды на потом. Поскольку на 14 февраля профсоюз Ford наметил проведение бессрочной забастовки. Конфликтным вопросом является отказ руководства компании заключить с рабочими завода коллективный договор на 2007 г., составленный профкомом. В частности, в нем прописаны социальная политика на предприятии, пункты улучшения условий труда на заводе и повышения заработной платы сотрудников.
Требования фордовских рабочих, на первый взгляд, могут показаться завышенными. В конце концов, сколько можно бастовать? За последние 2 года это как минимум четвертая забастовка. Трудовой спор на заводе Ford Motor Company возник еще в сентябре 2005 года, речь шла о повышении заработной платы на 30%. Рабочие провели две “итальянские” забастовки. Итогом стало увеличение зарплаты на 14%.
С другой стороны, начиная с 1 января 2006 года производство во Всеволожске увеличилось вдвое, а сотрудники действительно оказались перегружены работой. Ford Focus сегодня настолько популярен, что завод давно не справляется с заказами, а очереди на автомобиль вот уже который год исчисляются десятком месяцев. Вот рабочие и жалуются в очередной раз на слишком низкую заработную плату (в среднем 15-18 тыс. рублей) и, оглядываясь на своих зарубежных коллег, высасывающих из концерна миллиарды на “социалку”, считают, что Ford может платить и больше.
В настоящее время Ford Motor Company ведет переговоры со строптивым персоналом. Вероятно, руководство завода все-таки пойдет на уступки, несмотря на то, что на самом деле, примерно такая же, а то и меньше, зарплата сегодня начисляется на всех автопредприятих страны.
“По сравнению со своими коллегами с отечественных заводов рабочие Ford находятся в более выгодном положении, так как таких белых зарплат и соцпакета нет у очень многих компаний, – комментирует генеральный директор КА “Автокадр” Татьяна Григорьева. – Все познается в сравнении, а не видя ничего другого, всегда кажется, что где-то лучше, а здесь нас угнетают и мало платят. Однозначно, эта ситуация выгодна только профсоюзам, вернее, конкретным активистам, которые таким способом зарабатывают себе политические бонусы”.
Между тем, по оценке аналитика БД “Открытие” Халиля Шехмаметьева, у рабочих Ford выручка на одного рабочего больше примерно в 5 раз, чем у других автопроизводителей в России. Фордовцы решили, что вполне могут себе позволить бастовать – бояться им нечего. Кадровая конкуренция в Ленинградской области становится очень острой. Новые компании на местной производственной площадке (Toyota, General Motors, Nissan) будут искать персонал, и весь вопрос будет в цене и социальных гарантиях.
В ближайшее время кадровые потрясения постигнут все российские автозаводы (вспомнить хотя бы, как весь год лихорадило АвтоВАЗ). Основной проблемой становится дефицит квалифицированной рабочей силы. “Если расчет идет на перекупку персонала у уже действующих заводов, то это тупиковый путь по кругу, – комментирует Т. Григорьева. – Решение – только привозить рабочих вахтовым методом, потому что на предполагаемый объем производства реально не хватит человеческих ресурсов”.
Дефицит квалифицированной рабочей силы может заставить автозаводы рассмотреть и весьма радикальные варианты, считает Х. Шехмаметьев. По его мнению, можно ожидать сообщения о планах постройки завода в другом регионе: “Ford уже имеет опыт в сворачивании работы завода в Белоруссии. Возможно, придется свернуть идею инвестирования $250 млн в расширение завода во Всеволожске, а начать строить завод на новом месте”.
Потребителей производственные проблемы мало волнуют, но и для них есть неутешительная весть. Вследствие забастовки автомобили Ford могут подорожать. “О доле затрат на з/плату в себестоимости у Ford во Всеволожске информации нет. Но по российским аналогам она составляет до 20%, – комментирует Х. Шехмаметьев. – Таким образом, рост заработной платы на 30% может привести к увеличению стоимости на 6-8%”.
В принципе для Ford это не критично, считают эксперты, и не приведет к снижению доли рынка в России: основные инвестиции в освоение рынка прошли, дилерская сеть создана и снизятся инвестиции в развитие и поддержание. Что касается поставок, то, по мнению аналитика ИК “Тройка Диалог” Гайрата Салимова, компания не допустит снижения своих продаж и попробует перекрыть недопроизведенные объемы за счет импорта. Большинство сходятся во мнении, что руководству Ford все-таки удастся договориться с персоналом.
Что касается отечественных автозаводов (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ), до недавнего времени забастовки они предпочитали не практиковать – ограничивались митингами. Но сейчас, например, и рабочие ВАЗа, наблюдая успешные действия своих всеволожских коллег, вполне могут позволить себе провести забастовку с требованиями повысить зарплату…
|