|
|
А тем временем, 16 марта на площади Островского в Петербурге был открыт Памятник дворнику. Открытие было приурочено ко Дню работников ЖКХ. |
|
Директор питерского предприятия по уборке улиц параллельно с непонятными работникам реформами устроил охоту на членов профсоюза. Одного председателя первички запугали, двух других уволили. Профсоюз борется за первичку в суде...
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ
ГУ “Дорожное специализированное предприятие “Купчинское” занимается в Санкт-Петербурге уборкой улиц в Московском и Фрунзенском районах и в Купчине. В последнее десятилетие “Купчинское”, как и большинство предприятий ЖКХ, претерпело несколько запутанных реорганизаций и переименований. Так, один из четырех городских автопарков по уборке города сначала разъединили надвое: “Московское” и “Купчинское”, а затем, в марте - сентябре прошлого года, объединили вновь. При этом на “Московском” была профсоюзная организация, хоть и не слишком действенная, но многочисленная. А в “Купчинском” первички никогда не было.
Вновь объединенное предприятие взяло название “Купчинское”, а возглавил его Владимир Абраменко, бывший военный, поработавший несколько лет в должности директора на старом “Купчинском”. Как вспоминает бывший начальник автоколонны механизированной уборки и последний уволенный председатель первички Роман Кузык, работу на новом месте Владимир Васильевич начал с замены всего руководящего состава. В течение нескольких месяцев большая часть специалистов бывшего “Московского” были уволены, только несколько человек “выжили”, будучи понижены в должности. Кто-то не спорил и сам написал заявление, кого-то целенаправленно и планомерно “выжимали” с предприятия, вынуждали уйти. Вместо них, говорит Роман Николаевич, директор брал на работу “своих” людей.
Вместе с тем произошел ряд “реформ”, сведшихся к ломке принятой на предприятии системы работы, рассказывает Кузык. Набрав кучу замов, директор основную работу по составлению отчетности спихнул в автоколонны. То есть теперь в колоннах, занимающихся непосредственно уборкой города, люди стали должны заполнять горы документации. Кроме того, всюду установили компьютеры, но обучить людей работать на них забыли. В результате компьютеры “висли” - вместе с работниками...
- Это просто счастье, что была такая теплая зима, и мы не завалили всю работу, - считает Роман Николаевич. - Чтобы работать в системе механизированной уборки, люди должны учиться годами. Человек, только пришедший с улицы, не сможет грамотно и действенно руководить, а у нас начальниками были назначены чужие люди. В результате больше всех пострадали мастера: их нагрузили дополнительной работой, а относиться стали как к людям второго сорта. У меня в течение месяца уволились четверо мастеров, а мастера - одно из основных звеньев в работе колонны.
Самому Кузыку участки работы увеличили почти вдвое. Но не дали дополнительно ни техники, ни людей. А когда на совещании люди говорили, что не справятся с поставленной задачей, в ответ получали лишь отговорки и пустые обещания. При этом зарплату и не подумали поднять, она, как и раньше, составляла “грязными” порядка 12 - 14 тысяч рублей. А потом директор изменил систему оплаты труда таким образом, что зарплата стала еще меньше. Например, сейчас вечерние и ночные часы оплачивают из расчета всего 2 рубля в час. Зарплата инженерно-технических работников поделилась поровну на оклад и премию, которую директор может снять полностью только по своему усмотрению.
За мастерами начали уходить и водители. Кузык убежден, что главная причина - не в деньгах, а в нарушении морального климата в годами сработавшихся коллективах. Увольняли начальников, с которыми люди проработали много лет. За одним из начальников автоколонны ушли разом около двадцати водителей...
МИНУС ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
На одном из первых совещаний, рассказывает Кузык, Абраменко заявил: у меня на предприятии профсоюза не будет. В армии не было - и здесь не будет. Власть должна быть в одних руках. А если кто-то из начальников подразделений допустит к себе работников обкома профсоюза, тут же будет уволен. Прежний председатель профкома попытался наладить контакт с новым начальством, но получил от Абраменко категоричный отказ. Более того, ему предложили должность начальника отдела с условием, что он бросит профсоюзную работу. И он сдался, устранившись от профсоюзной деятельности вместе со всем профкомом.
Так как первичка не сменила названия после объединения, взносы под этим предлогом не перечислялись. С подачи Межрегионального комитета профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания, работники которого проникали на предприятие полулегально, первичку переименовали, выбрали новый профком и нового председателя. Директор, не долго думая, увольняет его, придравшись к первому попавшемуся случаю. Новым председателем профкома избирают Кузыка - через неделю увольняют и его, снова по формальным признакам.
Из искового заявления Романа Кузыка в Фрунзенский федеральный суд “О восстановлении на работе и возмещении материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения возможности трудиться”: “Увольнение считаю незаконным... Мне руководством неоднократно предлагалось уволиться с предприятия либо перейти на другую работу на предприятии. Я не соглашался с предложениями, после чего ко мне начали надуманно и необоснованно применять меры дисциплинарного воздействия, создавая тем самым из меня образ злостного нарушителя трудовой дисциплины. Так, мне объявили выговор за непроведение ежедневной планерки. Фактически планерка 27 декабря 2006 года была проведена мною в 8 часов 20 минут (то есть с опозданием на 20 минут. - М.Ю.). Второй якобы дисциплинарный проступок был совершен за непроведение в автоколонне медосмотров 6 и 10 января. Фактически 6 января я не работал, у меня был выходной день, а 10-го медосмотр был проведен. Исходя из вышесказанного, считаю, что оба взыскания незаконны и не могут являться основанием для моего увольнения”.
А между тем Роман Кузык отработал на предприятии 29 лет, попав на него в 1978 году по распределению после института. В его трудовой книжке четыре страницы исписаны благодарностями, он даже был награжден медалью к 300-летию Санкт-Петербурга, а среди коллег пользуется серьезным авторитетом... А после увольнения он, председатель профкома, уже два месяца не может попасть на родное предприятие. Такая команда дана руководством его коллегам, а воспротивиться руководству уже мало кто может.
СУДЕБНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
По словам юриста Межрегионального комитета профсоюза Николая Наумова, дела о незаконном увольнении председателей первички в настоящее время находятся в суде. В отношении “Купчинского” в суде сейчас всего четыре иска: кроме двоих бывших председателей, еще от одного незаконно уволенного члена профкома и от самого комитета.
В конце февраля сотрудники комитета, собрав жалобы работников предприятия на нарушение их трудовых прав, отправились к директору для проведения проверки. Причем за сутки предупредили руководство о своем визите. Но их просто-напросто не пропустили через ворота. Таким образом была нарушена ст. 370 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан допустить правовую и техническую инспекцию труда на рабочие места с целью проверки соблюдения трудового законодательства и нормативных актов. Юристы комитета направили в суд исковое заявление, в котором изложили суть дела.
Надо сказать, что у юристов Межрегионального комитета профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания уже есть опыт такого рода дел. Так, в мае прошлого года городской суд Кингисеппа Ленинградской области рассмотрел гражданское дело об оспаривании действий директора местного МУП “Жилищное хозяйство”, по которому комитет являлся истцом. Директор предприятия Сергей Курносов тоже не допустил правового и технического инспекторов профсоюза на предприятие.
Первичка в “Жилищном хозяйстве” была создана в ноябре 2005 года. О ее создании уведомили директора, а он в ответ потребовал предоставить ему нотариально удостоверенные копии учредительных документов профсоюза и его первичной организации. Эти требования сами по себе незаконны, кроме того, ему были предоставлены документы, подтверждающие создание первички на предприятии. Профсоюз ответил на требование директора коллективными заявлениями о нарушении руководством их трудовых прав. На 17 марта 2006 года профсоюзные инспекторы труда и специалисты областного Комитета по труду и социальной защите населения наметили проверку предприятия и сообщили об этом директору.
Однако директор отказал им в допуске и предоставлении документов для проверки, причем в письменной форме, несмотря на то, что профинспекторы имели при себе служебные удостоверения и соответствующие доверенности. В связи с этим профсоюз обратился с заявлениями к главе МО “Кингисеппское городское поселение”, в прокуратуру, правовую инспекцию труда и суд.
Суд, рассмотрев материалы дела и выслушав стороны, удовлетворил иск профсоюза, признав действия ответчика незаконными и необоснованными, нарушающими законные права профессионального союза по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов его членов. Причем незаконность действий администрации предприятия письменно подтверждена и главой города. Суд обязал директора Кингисеппского МУП “Жилищное хозяйство” Сергея Курносова обеспечить доступ профсоюзным инспекторам труда на предприятие для проверки. К тому же с него взыскали 100 рублей госпошлины в пользу Межрегионального комитета...
...22 марта прошло первое - предварительное - судебное заседание по заявлению Романа Кузыка. Рассмотрение иска было назначено на 3 мая. По мнению Николая Наумова, комитет имеет хорошие шансы выиграть дело.
|