Государственные деньги на коммуналку зачастую доверяются не тем людям, заявляет Профсоюз муниципальных работников Москвы. В отрасли завелись “шакалы”, которые, пользуясь несовершенством законодательства, перебивают госзаказ у более старых и опытных организаций, но выполнить работу качественно не способны.
ПРОСИ МЕНЬШЕ
- Например, есть некий госзаказ на уборку территории или обслуживание лифтов, - объясняет председатель Профсоюза муниципальных работников Москвы Сергей Чалый. - Государство предлагает за эту работу миллион рублей. А дальше проходит конкурс: кто максимально снизит цену, тот и получит деньги. И не важно, участвует ли предприятие-претендент в системе социального партнерства, есть ли у него соответствующая материальная и финансовая база, имеется ли вообще квалифицированный коллектив, который все это будет делать...
Сергей Петрович - единственный представитель профсоюза, то есть выбранный представитель муниципальных работников, среди семи-восьми представителей различных органов власти в составе городской конкурсной комиссии, которая рассматривает предложения претендентов на госзаказ. Он уже второй год не на шутку обеспокоен создавшейся ситуацией. Дело в том, что 1 января 2006 г. вступил в силу 94-й Aедеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Согласно этому закону и специальному перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ, госзаказ на работы и услуги, выполняемые городскими коммунальщиками, распределяется путем проведения аукциона.
Закон определяет аукцион так: “Торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену” контракта. Объясняется это тем, что работы и услуги для государственных или муниципальных нужд производятся и оказываются “не по конкретным заявкам заказчика (...) для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам”. То есть единственным критерием определения победителя в соревновании за госзаказ стал коэффициент снижения базовой цены последнего. Кто попросит меньше денег на выполнение определенной работы, тому ее и доверят выполнять.
КОММУНАЛЬНЫЕ “ШАКАЛЫ”
В результате подобной псевдоконкуренции госзаказ часто достается фирмам, не обладающим производственным потенциалом и не отягощенным социальными обязательствами. Наиболее яркий пример: в Зеленограде в начале этого года предприятие, занимающееся уборкой улиц на протяжении многих лет, проиграло некому ООО “Мерлин”. Если в первой компании работали 400 человек, то - после направления государственных денег в новую фирму - оказалось, что в ней всего 16 работников. Руководство предприятия планировало, но не успело нанять необходимое количество мигрантов. В результате 400 человек потеряли работу, а красивый цветущий город оказался на три недели без уборки, даже мусор не вывозился.
Всего за 2006-й и начало 2007 года в результате действия ФЗ-94 профсоюз муниципальных работников Москвы потерял 57 профорганизаций предприятий ЖКХ. Правда, на их обломках удалось создать 40 новых, но сколько они продержатся в таких условиях - неизвестно. Тем более что договор с получившей госзаказ организацией заключается всего на один год... Когда профсоюз не может помочь своим членам, люди теряют веру в него.
Недавно Сергей Чалый участвовал в конкурсе на распределение горзаказа в лифтовом хозяйстве Москвы. Раньше дома обслуживало ГУП “Мослифт”, по словам Сергея Петровича, обладающее великолепным трудовым коллективом с высокой квалификацией, материально-технической базой, стабильным финансовым положением. На госзаказ претендовала другая фирма, обещавшая выполнить работы за меньшие деньги. Чалый предложил ее руководству вступить в систему соцпартнества, но с ним не захотели общаться. На заседании комиссии он проголосовал против нее - и оказался в одиночестве. Коллеги посчитали, что должны любой ценой выполнять закон РФ. Теперь предприятие приглашает к себе специалистов из “Мослифта”, хотя денег предлагает меньше, соцгарантий нет. Руководитель сразу же занял позицию против профсоюза и убеждает работников сделать то же самое.
- Если ничего не изменить в законе, наши коллективы так и будут проигрывать новым шакалам, рвущим куски госзаказа, - предостерегает Чалый. - Работу они будут выполнять быстро и кое-как - и бежать на новое место.
ЖКХ - НЕ ОБОРОНКА
Обеспокоенные ситуацией профсоюзники обращались и в Госдуму, и в Правительство Москвы, и в Правительство РФ со своими предложениями. В декабре, согласно этим предложениям, Правительство РФ установило дополнительные требования к участникам на размещение заказов: наличие у них необходимых мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. Но эти поправки коснулись почему-то только оборонной промышленности, а жилищно-коммунальное хозяйство осталось ни при чем...
Профсоюз считает необходимым распространить заложенные в постановлении правительства требования на другие отрасли экономики. Кроме того, предлагается разработать рекомендуемые критерии оценки для выбора управляющей компании: определенный стаж работ в системе ЖКХ, стабильное финансовое положение, отсутствие задолженности по зарплате, стабильный квалифицированный коллектив, колдоговор.
- Надо использовать потенциал отраслевого профсоюза муниципальных работников при разработке порядка расчета норматива численности, структуры условий оплаты труда работников инженерных служб, - полагает Сергей Петрович. - Необходимо включить профсоюз в состав Координационного комитета по единой политике в жилищной сфере Москвы.
ДЕЛО ЗА МАЛЫМ
Напомню, что вопрос реформирования системы ЖКХ поднимается в последнее время весьма часто на разных уровнях. Так, “болевые точки” реформы обсуждались на заседании Московской трехсторонней комиссии (МТК) по регулированию социально-трудовых отношений 19 апреля. Председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Нагайцев отметил и законодательный аспект реформирования ЖКХ. Кроме того, он напомнил, что Федерация предложила внести вопрос в план работы МТК на текущий год. По его мнению, главное условие осуществления реформы ЖКХ - это соблюдение экономической сбалансированности проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета и доходами населения.
Он напомнил социальным партнерам, что в одном из решений МТК в 2005 года наличествовал пункт, рекомендующий Правительству Москвы ускорить рассмотрение и принятие “Программы по реформированию жилищно-коммунального комплекса города Москвы на 2005 - 2007 годы”. Тогда сомнений в необходимости такой программы у социальных партнеров не было, однако до настоящего времени ее так и не приняли.
В этот раз МТК рекомендовала Правительству Москвы разработать предложения по созданию для работы в сфере ЖКХ субъектов малого предпринимательства на базе промышленных предприятий и проработать вопрос нормативного регулирования деятельности компаний различных организационно-правовых форм в сфере управления многоквартирными домами. А также совместно с Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей подготовить предложения по формированию и ведению базы данных организаций промышленности, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, востребованные в сфере ЖКХ. Сторонам рекомендовано активизировать информационно-разъяснительную работу по мероприятиям, проводимым в рамках реформирования ЖКХ.
На встрече с профактивом 11 апреля мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что стержнем реформы являются товарищества собственников жилья (ТСЖ), которые должны определить, кому в условиях рынка доверить управление домом. В этом вопросе мэрия будет всячески помогать ТСЖ и заботиться о защите населения от рейдеров. Юрий Михайлович рассказал, что сейчас схема гарантий для населения уже формируется. Кроме того, Лужков заявил, что государство должно освободить товарищества собственников жилья от уплаты большинства налогов, а Минфин - вернуть потребителям деньги на капремонт. Эти же тезисы он повторил на встрече с президентом России Владимиром Путиным 12 апреля 2007 года.
Таким образом, все социальные партнеры понимают актуальность проблемы и, в общем-то, едины в выборе направления деятельности. Осталось эту деятельность начать...
|