|
|
|
Когда говорят и пишут о проблемах ЛПК, то, как правило, оперируют процентами, тоннами и кубометрами. Однако частенько забывают, что за этими цифрами стоят живые люди. Об этом профсоюзные активисты и попытались напомнить и властям, и работодателям на совещании, которое состоялось на минувшей неделе в Архангельске. «Разговор получился эмоциональный, но полезный, - считает Тамара Аркадьевна РУСАНОВА, заместитель генерального директора СЦБК по персоналу и социальным вопросам, - ведь производство нельзя отделять от социальных проблем. Все взаимосвязано!»
— Эта встреча состоялась по инициативе профсоюзов, - рассказывает Тамара Аркадьевна, - причем, профсоюзные активисты приехали из глубинки, из районов области. Там люди уже просто кричат о своих проблемах. Ведь в городе у человека хотя бы есть выбор: не устраивают условия в одном месте — идет работать в другое. А в районах людям порой идти некуда, они стали заложниками ситуации.
Конечно, в разговоре были и боль, и отчаяние. Да и как иначе — средняя зарплата на лесозаготовительных предприятиях ниже, чем средняя по отрасли и средняя по региону.
И вот что любопытно: по лицам в зале было видно, что сейчас наиболее активные профсоюзные лидеры — женщины. Как это обычно бывает, в непростое время тяжелая ноша легла на их плечи. И со свойственной женщинам эмоциональностью они говорили о том, что их больше всего волнует.
- На этой встрече сторона работодателей была представлена администрациями только трех предприятий — СЛДК, СЦБК и АЦБК. Как-то скромно, вам не кажется?
— Я интересовалась у председателя отраслевого обкома профсоюзов Александра Савкина, почему так получилось. Он ответил, что вообще-то приглашали всех, и добавил, что, наверное, кое-кому просто не захотелось краснеть. Думаю, конструктивный диалог возможен лишь на тех предприятиях, где у работодателей сложились здоровые отношения с профсоюзами, где не просто существуют, но и работают коллективные договоры. То есть нам нечего скрывать или недоговаривать. Конечно, разработка и составление коллективного договора — процесс непростой и для администрации предприятия, и для профсоюза. Но это крайне нужная всем работа, благодаря которой работник чувствует себя защищенным. Поэтому к выполнению колдоговора мы относимся со всей ответственностью.
- Как кризис в отрасли сказывается на предприятии и коллективе?
— Подчеркну — производство ни в коем случае нельзя отделять от социальных вопросов. Ведь все завязано в одну цепочку. Нет дорог или природные аномалии внесли свои коррективы — возникают проблемы с обеспечением сырьем. Не хватает сырья — не выполняются планы, снижаются продажи продукции. И это уже сказывается на финансовом состоянии предприятия и работников. Так что кризис в ЛПК коснулся буквально всех работающих в отрасли.
Надо учитывать и необходимость постоянной модернизации основных фондов. Сегодня практически все предприятия отрасли нуждаются в реконструкции. Скажем, нашему комбинату 71 год, это старейшее предприятия леспрома области. И если мы не будем вкладывать деньги в реконструкцию, не будем модернизировать производство, то тем самым лишим себя будущего.
Сегодня, принимая любое решение, мы постоянно думаем о том, как соблюсти баланс интересов, чтобы и кадровый потенциал сохранить, и производственный. И при этом просчитать все последствия своих действий. Но это возможно только при одном условии: будет сырье — будет и работа. И поверьте, работать люди хотят!
- Может быть, для экономии средств вообще отказаться от социального партнерства, от социальных программ? Временно, пока не будут ликвидированы последствия кризиса?
— Это не тот вариант. И, слава богу, все наши руководители это понимают! Ведь социальное партнерство — прежде всего, защищенность работников. И коллективный договор — не просто привычка, сохранившаяся с советских времен. Это материальная, а иногда и моральная, не менее важная, поддержка рядовых работников.
Конечно, многое зависит от мышления руководителей предприятий, от отношения к людям, от понимания самой необходимости сохранения здоровой атмосферы в коллективе. Я считаю, что в таких сложных условиях, как сейчас, отказываться от социального партнерства нельзя. Напротив, для преодоления трудностей крайне важно, чтобы работники и работодатели понимали и поддерживали друг друга.
Человек, чувствующий себя защищенным, и работает лучше. Поэтому в нашем колдоговоре, к примеру, прописаны многие дополнительные обязанности работодателя. Например, женщинам при рождении ребенка выплачивается единовременное пособие, сейчас — в размере пяти тысяч рублей. Работники, выходящие на заслуженный отдых, получают материальное вознаграждение. Наши труженики с удовольствием пользуются услугами профилактория и собственной базой отдыха в Больших Карелах.
- На встрече с профсоюзными активистами представители областных властей подняли вопрос о необходимости возрождения объединений работодателей. Так ли это необходимо — ведь подобных ассоциаций было несколько, они все распались…
— Это действительно серьезный вопрос — какой должна быть эта ассоциация? Чем она будет заниматься, каковы ее цели и задачи? Если разного рода спонсорством и организацией спортивных соревнований — то стоит ли ради этого объединяться? Подобная ассоциация нужна, прежде всего, для решения серьезных и глобальных вопросов, для обсуждения общих проблем, выработки единой позиции при взаимодействии с органами государственной власти и защиты интересов леспрома. Отрасль сейчас в таком состоянии, что выживать поодиночке очень сложно.
- Еще один вопрос, о котором много и эмоционально говорили на совещании — кадровая проблема. Насколько она актуальна для СЦБК?
— Собственно говоря, сейчас кадровые проблемы характерны для всей отрасли. Не хватает, прежде всего, квалифицированных рабочих. И это даже не региональная, а уже общероссийская проблема.
Естественно, и Соломбальский ЦБК с этим сталкивается.
Причин здесь несколько. Одна лежит на поверхности — демографическая яма. При этом, по всем прогнозам, дефицит рабочей силы будет ощущаться, как минимум до 2010 года.
Кроме того, негативную роль сыграла и перевернутая в последние годы с ног на голову так называемая «образовательная пирамида». Из нее практически выпало среднее специальное образование. Зато коммерческие вузы охотно штампуют дипломы, увеличивают число молодых людей, работающих не по специальности и страдающих от невозможности реализовать жизненные цели. Пусть не обижаются, но это так. Есть возможность у родителей, значит, диплом получишь. А есть ли у человека перспективы трудоустройства, что он будет с этим дипломом делать? Мне кажется, ни родители, ни молодые люди об этом всерьез не задумываются.
Раньше ведь была государственная политика, суть которой сводилась к пропаганде престижности рабочих профессий. Сейчас ничего подобного нет. Видимо, власти должны пересмотреть какие-то стереотипы в вопросах подготовки кадров. Если говорить откровенно, я удивляюсь, как ПТУ вообще выживают. Если отношение к системе начального и среднего профессионального образования не будет пересмотрено, то далеко мы не уйдем.
|