Депутат Государственной Думы Кемеровской области Нина Останина прокомментировала трагедию на шахте «Юбилейная». С ее точки зрения, гибель шахтеров будет продолжаться до тех пор, пока не будут разработаны реальные механизмы привлечения к ответственности тех, кто должен обеспечивать безопасность труда шахтеров.
«Если рассматривать вопрос в юридической плоскости и говорить об ответственности за катастрофы на шахтах, то очень сложно предъявлять претензии органам государственной власти, как федеральным, так и региональным, тому же Тулееву, – заявила Останина. – Дело в том, что в России, только один угледобывающий рудник находится в госсобственности – расположенный на острове Шпицберген. Все остальные – частные и ответственность возлагается на владельцев этих шахт. Но, есть одна проблема. В нашей стране вопросы обеспечения безопасности труда отданы в руки безответственных людей. Раньше существовала такая структура – «Гостехнадзор». Она была независима от руководства предприятий и от местной власти.
Сейчас существует «Ростехнадзор» и нынешняя практика такова, что собственникам предприятий проще и дешевле откупиться от проверяющих структур, чем вкладывать деньги в охрану труда. Последний раз государство озаботилось вкладыванием денег в обеспечение охраны условий труда в 1986 году. Это было 500 миллионов рублей, прописанных в федеральном бюджете. Сейчас ни рубля государство на эти нужду не выделяет. Ситуацию можно было бы исправить.
Еще с начала 90-х в Госдуме лежит документ под названием Горный Кодекс, но он до сих пор не принят. А пока не принят подобный документ, невозможно определить, кто должен отвечать за обеспечение безопасности условий труда шахтеров – государство или собственник. Когда говорят, что устанавливается современная техника, которая обезопасит труд угольщиков – это от лукавого. Практика показывает, что нет. Существуют установки, которые практически полностью снижают содержание взрывоопасных газов в стволе шахты. Поэтому когда винят шахтеров, которые якобы сами набросили на датчики фуфайки и техника не сработала, значит, это была такая техника. Пора разработать механизмы привлечения к ответственности тех, кто не может, а скорее не хочет обеспечивать безопасность шахтерского труда.
Я уверена, что если принять жесткие меры и отнимать лицензии у предприятий, где в результате несоблюдения владельцами требований безопасности погиб хотя бы один шахтер, тогда собственники угольных предприятий будут ценить жизнь рабочих и относиться ответственнее к вопросам обеспечения безопасности».
|