Напомним, что троллейбусное управление Петрозаводска (Карелия) имеет многомиллионные убытки и кредиторскую задолженность. А не имеет - возможности повысить зарплату работникам, обновить крайне изношенный подвижной состав, улучшить условия работы людей. Поэтому кадров не хватает.
Так обстоят дела в Петрозаводске... Мы решили узнать, насколько данные проблемы актуальны для других троллейбусных предприятий. На вопросы ответили руководители территориальных и первичных профорганизаций, представители руководства предприятий.
Дмитрий СОСНИН, заместитель директора по экономике МУП “Электротранспорт” (Мурманск):
- Проблем - комплекс. Например, конкуренты муниципального транспорта - маршрутные такси. В 2005 году было проведено исследование с целью утвердить единую транспортную схему в Мурманске, определив, какие магистрали и маршруты используются троллейбусами и автобусами, а какие отдаются на откуп частникам - маршруткам. Город проводит конкурс: предприниматель, который желает заниматься пассажирскими перевозками, подает заявку, выполняет ряд условий. Сейчас проблема с маршрутками снята, но не на 100%... То есть они используют и не предназначенные для них маршруты.
Трудно решается и проблема оплаты за перевозку льготников. Ни областные, ни городские власти не хотят нести полную ответственность за социальную нагрузку, которую они же и устанавливают. Схема такая же, как и везде: областной комитет по тарифному регулированию устанавливает тариф. Льготы на проезд устанавливаются подзаконными актами, то есть определяется цена школьных/студенческих проездных билетов, единого социального билета, которым пользуются около 50 категорий льготников. Естественно, все это - без определения финансирования. В течение года эти вопросы удается частично решать - менее 50% от затрат. Чтобы полностью компенсировать льготные перевозки, нам должны выделять 60 - 65 млн в год.
Износ подвижного состава у нас более 50%. Хотя уже на протяжении нескольких лет город приобретает нам какой-то подвижной состав. Это в общем объеме составляет менее 5%, хотя потребность больше. Но проблема как-то решается, в том числе за счет средств предприятия.
Финансовое положение у нас несколько лучше, чем в Карелии. Наше предприятие - муниципальное, а там - АО. Но в этом году наше предприятие тоже внесено в прогнозный план приватизации. У петрозаводского троллейбусного управления проблемы были связаны с долгами с прошлых лет. У нас такого груза не было. То есть у нас есть убытки по прошлым годам, порядка 20 млн рублей, но в 2006 году они стали меньше. Стоимость билета - 9 рублей. Средняя зарплата - порядка 12 500. Это ниже средней по области (14 тысяч). Есть и кадровые проблемы. Водителей троллейбусов мы готовим 9 - 10 месяцев. У кондукторов зарплата - около 8500. Но надо учитывать, что у нас территория, приравненная к районам Крайнего Севера. В трехстороннем отраслевом тарифном соглашении установлена минимальная тарифная ставка - 2400 рублей. По нашему финансовому состоянию мы можем выполнять это соглашение менее чем на 70%, у нас ставка меньше.
И еще. В прошлом году Минтранс утвердил правила режима труда и отдыха для водителей, с учетным периодом работы водителя 1 месяц. По трудовому законодательству для всех работников устанавливается согласованный с ними учетный период: год, месяц и т.д. И если на год работнику положено отработать 1908 часов, то работодатель распределяет их в течение года в зависимости от объема работ. Но когда учетный период устанавливается на месяц, возникают сложности, ведь работа у нас сезонная. Мы обращались с письмами в профсоюз, и не только. Везде отвечают, что мы неправильно планируем время...
Лилия НЕСТЕРОВА, председатель Хабаровской краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения:
- Зарплата водителей Хабаровского трамвайно-троллейбусного управления - 14 400 рублей, кондукторов - 9800. Задолженность в Пенсионный фонд - 34 млн, и месячная задолженность по заработной плате.
В минувшем году ТТУ подавало в арбитражный суд иск, касающийся денег, которые край не возвращает за перевозку льготных категорий пассажиров. Сумма за 2002 год решением суда была признана 28,8 млн рублей, за 2003 год - 18,8 млн. В ближайшее время будет подан очередной иск о взыскании задолженности за следующие годы.
26 декабря 2006 года было пикетирование правительства Хабаровского края. Основные требования участников акции: увеличить стоимость единого социального билета, так как она не соответствует себестоимости перевозки; принять краевую программу по развитию пассажирского транспорта и правила организации транспортного обслуживания населения. (Каждый год, когда утверждают тарифы, приходится доказывать стоимость проезда. В этот раз создали независимую экспертную комиссию, и была подтверждена стоимость в 12 рублей.) Кроме того, работники муниципального транспорта требовали от правительства разработать систему учета коллективных поездок и перейти на монетизацию льгот. Но на уровне края с последним требованием согласились не все руководители предприятий. Дело в том, что в маленьких городах, поселках их устраивает стоимость единого соцбилета, которую утверждает правительство.
После акции велась большая переписка с властями, но безрезультатно, и работники перешли к коллективным протестным действиям. 3 апреля приостановили работу транспорта на час. На очередной встрече с правительством края, городскими властями и руководителями предприятий последние попросили до 1 июня прекратить акции. Работники согласились, так как правительство края решило повысить стоимость единого соцбилета с 1 июня до 375 рублей: предприятиям пойдет 330, а 45 - междугородным перевозчикам.
И еще - высокая изношенность подвижного состава ТТУ... На содержание остановок в городском бюджете на 2007 год заложено 180 тысяч рублей, а планировалось 600 тысяч... Но за минувший год было приобретено для ТТУ 14 троллейбусов, 2 трамвая и оплачен капремонт 6 трамваев на общую сумму 30 млн рублей.
Юлия ТЕРЕХИНА, завотделом социально-правовой защиты Воронежской областной профорганизации работников жизнеобеспечения:
- Как такового, муниципального транспорта уже нет. Было большое, с численностью 4,5 тысячи работников, муниципальное ПО “Воронежгорэлектротранс”. Его обанкротили (был большой долг администрации за электроэнергию, по льготникам). Тогда же не стало и профорганизации.
1-е троллейбусное депо объединения отдали в аренду Нижнему Новгороду, 2-е депо существовало. Спустя три года договор аренды расторгли, и город продал предприятие в частные руки. И 2-е троллейбусное - тоже. И только тогда город задумался: как же мы будем без муниципального транспорта?.. Частник, который выкупил 2-е депо, работает только по трем маршрутам. А трамвайные пути по городу сняты почти полностью. Мэр организовал муниципальное предприятие “Автотранс”, туда же присоединили троллейбусы. Сейчас опять борется, чтобы выкупить и 2-е троллейбусное депо. Никто не знает, что будет.
Александр ПЕРЕЖОГИН, председатель Ярославского обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:
- По троллейбусному коллективу “Яргорэлектротранса” (предприятие осуществляет и троллейбусные, и трамвайные перевозки) средняя зарплата - 7454 рубля. Если конкретнее, то средняя зарплата у водителей троллейбуса - 10 300 рублей, у работников ремонтных подразделений - 6997, у кондукторов - 5595. Правда, в первом квартале 2007 года последним подняли зарплату до 6616 рублей. Кондукторов, кстати, не хватает, укомплектованность - на 60,5%. Никто не идет на эту работу, потому что весь день трястись по ямам за такую зарплату никто не хочет. Надо еще учитывать, что прожиточный минимум в регионе - 3300 рублей.
Поднимают зарплату дважды в год: по постановлению губернатора области и по постановлению мэра города. Но в 2006 году заработная плата в ТТУ выросла лишь на 10%. Причем в постановлении властей было записано “за счет собственных средств”. А откуда в трамвайно-троллейбусном управлении собственные средства?
Очень высок износ подвижного состава - более 80%. Эксплуатационные расходы, запланированные на пробег, город компенсирует полностью. Но последние два года ни одной единицы нового транспорта в парк не поступило. Правда, разработана программа оздоровления наземного электрического транспорта, которая предусматривает и закупку подвижного состава в больших количествах. Программа рассчитана на 2005 - 2010 годы, но уже 2007 год, а еще ничего нет в плане закупки.
Теперь - о льготных перевозках. Доходы, которые могло бы получить предприятие, если бы всех льготников возили за деньги, были подсчитаны путем эксперимента. В прошлом году проводился учет количества пассажиров, имеющих льготы на оплату проезда. Для этого каждому из них при посадке в транспорт выдавался билет, для каждой категории свой. На основании этого был произведен учет за определенный календарный период. Так вот, если бы пассажиры, имеющие те или иные льготы на проезд, оплачивали его полностью, то ТТУ получило бы 45 млн рублей в год. Однако пока дело обстоит так, что долг по всем этим категориям за первый квартал 2007 года превысил 5 млн рублей. Это областные деньги, которые должны были поступить на предприятие в качестве компенсации за льготные перевозки.
У нас около 600 маршрутных такси (около сотни хозяев). Работают они почти по 40 маршрутам: либо параллельно существующим, либо на коротких маршрутах, либо удлиняют их в те районы, где у нас нет постоянного сообщения. Жалоб на количество транспорта в городе нет. Но маршрутные такси отбирают существенную часть денег, которые могли бы получить предприятия муниципального транспорта. Тем более что маршрутки возят пассажиров только за плату, а льготники достаются нам.
|