Неприятный сюрприз преподнесла администрация петербургского ЗАО «Чок энд Роллс» (принадлежит компании Danone) своим работникам. Из-за неудовлетворительных финансовых показателей руководство глобальной транснациональной корпорации приняло решение о закрытии производственной площадки в Санкт-Петербурге и сокращении персонала.
В начале мая профком и администрация акционерного общества заключили соглашение, которое позволит смягчить для работников негативные психологические и социальные последствия ликвидации производства.
Предоставление увольняемым сотрудникам нового места работы в других компаниях в соответствии с их квалификацией и требованиями к уровню оплаты труда – ключевое положение подписанного соглашения. К слову сказать, оно было разработано в соответствии с Глобальным Соглашением между группой Danone и Международным союзом пищевиков (IUF).
Соглашение предусматривает разработку детального плана по трудоустройству высвобождаемых сотрудников. Следить за выполнением этого плана должна специальная комиссия из представителей профкома и администрации. «На каждого работника составляется резюме и в соответствии с ним людям будет предложено 2-3 места работы.
Самое главное, что работа должна предоставляться постоянная. С той зарплатой, которая была у нас, найти новую работу – не проблема», – убеждена Ирина Шкутова, председатель профсоюзной организации предприятия.
В соглашении говорится, что каждому работнику в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации будут выплачены выходное пособие в размере среднего месячного заработка, средний месячный заработок на период трудоустройства, а также средний месячный заработок, сохраняемый за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения.
Кроме того, администрация «Чок энд Роллс» обязалась оплатить высвобождаемым работникам порядка 20 льготных путевок в детские оздоровительные лагеря на период летних школьных каникул, а также сохранить за работниками право на добровольное медицинское страхование за счет средств работодателя по октябрь 2007 года включительно.
В отдельную группу в соглашении выделены беременные женщины, женщины с детьми до 3-х лет, а также одинокие матери с детьми до 14 лет и с детьми-инвалидами до 16 лет.
Для них предусмотрены особые компенсации. Например, беременным гарантируется 100-процентная оплата больничного листа, единовременная выплата компенсации за весь период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и единовременная выплата компенсации добровольного медицинского страхования для матери и ребенка на 1 год в сумме не более 26 000 рублей.
Для женщин с детьми до 3-х лет предусмотрена единовременная выплата компенсации за весь период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет из расчета 2/3 от ежемесячного оклада, а одинокие матери с детьми до 14 лет и с детьми-инвалидами до 16 лет получат единовременную компенсацию в размере полугодового оклада.
Для людей предпенсионного возраста предусмотрено оформление досрочной пенсии и выплата компенсации. Размеры компенсаций профсоюз и администрация будут оговаривать отдельно.
«Только создали профсоюз, и вот, пожалуйста, закрывают предприятие», – усмехается Ирина Шкутова.
Но люди, по ее словам, не разочарованы таким поворотом событий. Они рады, что профсоюз есть, что о них не забыли, не бросили. «Мы рады, что вовремя успели создать организацию. Думаю, если бы не было профсоюза, все было бы намного хуже. Не было бы никакого соглашения, не было бы никаких выплат. Сейчас мы вместе с юристами проверяем каждую бумажку, которую подписывает человек, увольняясь по соглашению сторон.
И только когда мы убедились, что все в рамках закона, человек может подписать документы. Поэтому люди спокойны, ведь все под контролем профсоюза», – говорит лидер организации.
Национальный координатор по ТНК Профсоюза работников АПК Александр Кожевников убежден, что подписанное соглашение на «Чок энд Роллс» прецедент в российской пищевой промышленности. «На мой взгляд, уровень достигнутого соглашения, достаточно весомый. Единицы предприятий при сокращении штатов идут на выплаты большего размера, нежели предусмотрено законодательством.
По крайней мере, в пищевой индустрии о подобном соглашении я не слышал. Обычно все расстаются по тем нормам, которые предлагает нам государство. Здесь же благодаря глобальному соглашению была возможность потребовать дополнительных компенсаций.
И по мере возможностей мы пытались их получить по максимуму, хотя и понимаем, что не смогли компенсировать людям на 100% их моральные и материальные издержки», – отметил Александр Кожевников.
|