Вредные и опасные условия труда, к сожалению, все еще очень часто встречаются на российских предприятиях. В отличие от передовых стран запада, где ряд опасных операций давно уже выполняют роботы (сварка, окраска и т.п.) у нас эти работы делают рабочие.
Причина понятна: инвесторы (особенно иностранные) заинтересованы, прежде всего, в быстром обороте капитала, в получении максимальной прибыли и сокращении издержек производства.
Поэтому они не будут вкладывать в дорогостоящую технологию и роботов там, где можно за пару сотен евро в месяц нанять «живых роботов» - рабочих. Кроме того, все строящиеся и уже построенные автозаводы ТНК рассчитаны на максимальную гибкость (проще сказать, если завтра что-то произойдет, спрос упадет или политическая ситуация сменится, эти заводы можно максимально быстро свернуть или перенести на другое место, а то и вообще бросить – они свое отработали, окупились многократно).
Вот почему существование вредных производств на заводах ТНК не случайность, а прогнозируемая закономерность. Проблема усугубляется еще и тем, что соблюдение правил и норм охраны труда на таких предприятиях остается в целом на совести работодателя, а проще сказать находится вне действенного контроля. Часто рабочие даже не знают, что работают во вредных условиях, им говорят что «все хорошо, много лучше чем в других местах». Например, на Джи Эм АвтоВАЗ доплата за вредность (фактически, признание существования вредных условий труда) была введена лишь спустя 2 года с начала производства, а вредность в цехе сварки не введена до сих пор. Наличие аттестации рабочих мест, к сожалению не всегда означает их действительное соответствие нормам безопасности – без контроля главной заинтересованной стороны, самих работников есть все основания сомневаться в объективности такой аттестации (мы знаем в какой стране мы живем, и как здесь решаются вопросы с получением нужной бумажки, особенно в случае такого небедного бизнеса).
Поэтому, единственный способ добиться приемлемых условий труда, или хотя бы минимизации рисков для здоровья – это активное участие самих рабочих и их профсоюзов в борьбе за безопасность и охрану труда.
Это не простая борьба, потому что все службы работодателя, в том числе и отделы охраны труда, подчинены единственному приоритету: бесперебойному выпуску продукции, непрерывной работе конвейера. Все остальное вторично, любые нарушения норм охраны труда рассматриваются лишь с одной точки зрения: технически, можно ли все равно производить автомобили. Если да, то никто не остановит конвейер чтобы устранить нарушение немедленно, возможно потом, после смены, а то и вообще никогда. Обычно в таком случае работников просят войти в положение, потерпеть (например, жару и духоту, когда вышла из строя вытяжка или система охлаждения). Просят те, чьи зарплаты и бонусы увязаны с объемом производства: от мастера и выше, чья единственная забота - выпуск любой ценой. Часто эта цена – здоровье десятков и сотен рабочих, мизерная зарплата которых нисколько не зависит от объема выпуска (будь даже план значительно перевыполнен).
Увольнение за отказ от работы в жаре
Отрадно, что все больше рабочих Джи Эм-АвтоВАЗ начинают понимать это, и не бояться встать на защиту своих прав на работу в безопасных условиях. Вслед за памятным отказом 5 маляров от работы в жару (37 С) в конце мая, независимый профсоюз МПРА выпустил и распространил листовку, в которой работникам объяснялось, как действовать, чтобы грамотно и законно защитить свое здоровье (как составить акт, написать уведомление и т.п.). До этого, большинство рабочих даже не знало, что у них есть такое право, а работодатель запугивал, говорил, что отказ от работы незаконен. Всем пяти участницам отказа от работы 31мая выли объявлены (но не выданы на руки по традиции Джи Эм) выговоры, а одну работницу даже уволили.
Несмотря на эти репрессии, рабочие стали намного увереннее, и начальство было просто вынуждено с ними считаться: на линии, где произошел отказ были установлены дополнительно 5 промышленных вентиляторов, и запущена система охлаждения воздуха! Теперь на этой линии условия стали намного лучше, чем в остальном цехе. Это факт.
Примеру маляров на прошлой неделе последовали сварщики. Когда в цехе сварки вышла из строя вытяжка, они отказались работать в опасных условиях до устранения, составили акт и отдали начальнику цеха. Их отправили домой, чтобы не смущали остальных, но ясно, что при таком сознательном отношении рабочих к своим правам, работодателю придется решать проблему условий не только запугиванием и репрессиями. В конце концов, чаша терпения рабочих скоро может переполниться и тогда это будет уже проблема другого уровня, и ответственность за остановку завода понесут руководители, не обеспечившие нормальные условия труда и отношения с трудовым коллективом.
|