Политические амбиции одной из российских партий приведут российский автопром к бессмысленной забастовке.
Российские автозаводы могут объединиться в общеотраслевую забастовку. Профсоюз завода Ford расположенного в городе Всеволожск Ленинградской области, начал переговоры с руководством компании о повышении заработной платы работникам предприятия. К требованиям сотрудников Ford могут присоединиться московский ОАО «Автофрамос» и тольяттинские ОАО «АвтоВАЗ» и ЗАО «GM-АвтоВАЗ». В случае невыполнения условий автостроителей, Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) грозит остановить автомобильную промышленность страны.
Требования рабочих просто и однозначно — двукратное повышение зарплат. Учитывая то, что рабочие уже сейчас получают достойную оплату труда, выполнить эти требования владельцы заводов не сумеют. Средняя зарплата на автомобильных заводах колеблется в пределах от 16 до 30 тысяч рублей.
Более того, эта сумма постоянно индексируется, в частности, на заводах Ford ежегодное повышение зарплаты происходит весной.
С этим не спорят и лидеры официальных профсоюзов рабочих, сотрудничающих с администрациями предприятий. Правда, по словам главы профсоюза рабочих завода Ford во Всеволжске Алексей Этманов все равно не доволен. По его словам, у Ford вполне есть возможности на улучшение жизни рабочих, ведь к лету предприятие вышло на оборот в $3,5 млрд. А раз обороты растут — значит и ежегодной индексации недостаточно. Однако рост оборота предприятия совсем не означает, что предприятие может провести внеочередное повышение зарплаты. Более того, для того же ВАЗа увеличить издержки на оплату труда — это «похоронить либо финансовые показатели, либо сбытовые».
По оценкам экономистов тольяттинского завода, повышение зарплаты всего на 3% обойдется автозаводу в 650 миллионов рублей в год, что составляет четверть чистой прибыли завода. То же трехпроцентное повышение добавит к себестоимости каждого автомобиля ВАЗ около 800 рублей.
Таким образом, увеличение зарплаты на 200%, а требования рабочих доходят и до такого абсурда, добавит к цене каждого автомобиля лишние 53 тысяч рублей. При этом следует отметить, что ВАЗовские автомобили уже ничуть не дешевле, чем иномарки доступного класса. Но иномарки российский потребитель любит больше – во многом, и из-за плохой работы рабочих, собирающих автомобили не самого лучшего, мягко говоря, качества.
В свою очередь, повышение зарплат за счет понижения издержек на заводе предполагает массовые увольнения специалистов. Злопыхателям хорошо, а градообразующему предприятию уровня АвтоВАЗа — не очень.
Так почему же рабочие независимых профсоюзов требуют невыполнимого? Все просто — реальных договоренностей с руководством независимым профсоюзам не нужно. Для того, чтобы понять, почему так вышло, обратимся к истории Межрегионального профсоюза работников автопрома.
МПРА был основан в августе этого года после забастовки на тольяттинском АвтоВАЗе. Забастовка не отличалась численностью и практически не достигла поставленных целей, но именно она вызвала объединение независимых профсоюзов, грозящего ныне оставить страну без автомобильной промышленности. Революционное сознание автопроизводителей появилось не само собой.
Августовская забастовка на АвтоВАЗе имела все признаки спланированной показательной акции.
Организовавший его профсоюз «Единство», не пользовался и не пользуется особой популярностью среди работников ВАЗ. По собственным данным профсоюза, в нем состоит не более тысячи человек, причем многие участники рабочего движения числятся в нем в тайне от начальства. Напомним, что на волжском автомобильном заводе — одном из крупнейших заводов страны — работает 120 тысяч человек.
И большая их часть состоит в легальном профсоюзе СКП, готовом, в отличие от «Единства» к реальному диалогу с вышестоящим начальством. Однако не СКП, а именно «Единство», воспользовавшись неожиданно единодушной поддержкой СМИ, сумел за пару месяцев превратиться из несуществующей организации в реальную силу, способную, в глазах постороннего наблюдателя, остановить заводской конвеер.
В реальности в августовской забастовке приняло участие не более 150 человек. Вначале администрация завода отрицала сам факт проведения забастовки. К вечеру же появились более реалистичные оценки: профсоюзным активистам удалось все же вчетверо замедлить работу главного конвейера. И, не смотря на не впечатляющие результаты забастовки, акции в поддержку «Единства» прошли и за пределами Тольятти. Поддержать работников гиганта приехали лидер Алексей Этманов и представительница французского профсоюза «SUD», директор Института «Коллективное действие», член антиглобалистских объединений Карин Клеман. Пикеты солидарности с бастующими прошли в Санкт-Петербурге, Липецке, Краснодаре, Ярославле, Сургуте и Тюмени.
Нельзя не отметить, что акции в поддержку забастовки оказались многочисленней самой забастовки. Но именно после выражения консолидированной позиции, независимые профсоюзы объединились в МПРА. Организаторы межрегионально профсоюза не стали скрывать, что поводом для их объединения послужили события на АвтоВАЗе. Почему к объединению не приводили более многочисленные забастовки МПРА объяснять не стали. Зато выдвинули новое требование. Теперь независимые профсоюзы каждого автомобильного завода будут требовать себе такого повышения, какого захотят. А если руководство автоконцернов откажется от переговоров, МПРА может объявить всеобщую забастовку.
Серьезные аналитики не верят в спонтанность объединения малочисленных профсоюзов в один. «Организовать работу профсоюза подобного масштаба не так легко, - считает аналитик Иван Бончев — слишком мало сильных профсоюзов на автозаводах, во многих местах придется собирать людей почти с нуля. В машиностроительной отрасли таких сильных организаций вообще не было никогда исторически». Не было исторически – появились с чужой помощью.
Самарские аналитики приходят к выводу, что реальными вдохновителями борьбы партийных и профсоюзных организаций за ВАЗ и Тольятти выступают крупные финансово-промышленные группы (ФПГ). По мнению одного из экспертов, который недавно принимал участие в составлении аналитической записки по ситуации в регионе для администрации президента, региональные организации ЛДПР и «Справедливой России» аффилированы с самарскими ФПГ «Волгопромгаз» и «СОК», за которыми стоит одна из крупных московских компаний.
Кроме того, акции протеста на время переместились с Волги в Москву: «При этом свои акции организаторы волнений на ВАЗ вынесли и за пределы Тольятти. 23 августа с.г. неизвестные забросали банками с черной краской здание представительства ВАЗа в Москве и оставили те же листовки, которые распространяли в Автограде. В листовках – все то же несуразное требование: повысить зарплату в три раза.
Заметим, что один из лидеров СОК — первый заместитель Председателя Совета регионального отделения «Справедливой России» в Самарской Области Михаил Родионов, идущий по спискам партии Сергея Миронова в Государственную думу. Еще более интересной становится ситуация, если вспомнить, что активная защитница ВАЗовцев в столице, участница митингов, пикетов и собраний профсоюзных деятелей Карин Клеман — жена депутата Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олега Шеина. Не секрет, что мэр соседней с Тольятти Самары Виктор Тархов, также член партии «Справедливая Россия», на выборах пользовался поддержкой СОКа.
А «Справедливая Россия» давно говорит о желании присоединить к себе профсоюзное движение России. Не являются ли последние события в Автопроме элементами кропотливой работы в этом направлении? Тем более, что автомобильные профсоюзы откровенно поддерживаются из Москвы — положительной прессой и многочисленными активистами. Можно ли перед выборами верить в совпадения?
|