Столичные чиновники рассорили школьных педагогов русского и иностранного языка. Внутриклассовое расслоение началось с нового учебного года, когда в московских школах узнали о повышении зарплат преподавателям иностранного. Их оклады по единой тарифной сетке (ЕТС) с 1 сентября вдвое превышают оклады остальных предметников. Таким образом, в мэрии, похоже, решили, что городская политика материального поощрения учителей будет обосновываться не столько профессионализмом учителей, как то подразумевает нацпроект «Образование».
В этом учебном году иностранные языки в Москве поставлены во главу всей учебной программы.
Закрепило эту негласную иерархическую лестницу знаний еще постановление правительства города от 12 декабря 2006 года, предусматривающее ряд мер по «повышению качества преподавания иностранного языка в школах». Ключевой мерой, естественно, стало выделение финансов на повышение зарплат учителей иняза. Как ранее отмечал недавно руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, школьные преподаватели английского, французского, немецкого, испанского должны зарабатывать столько же, сколько люди со знанием иностранных языков в филиалах зарубежных компаний.
С прошлого года педагоги об этих обещаниях успели и позабыть. Но сейчас, когда в школьные бухгалтерии «спустили» новые тарифные сетки, обстановка в педагогических коллективах стала накаляться. Ведь опытный учитель иностранного благодаря интересу к языку со стороны столичных чиновников сможет зарабатывать до 40 тысяч рублей. Столько, по словам председателя московского горкома профсоюза работников народного образования и науки Сергея Кузина, зарабатывает далеко не каждый директор московской школы. По мнению представителей профессионального сообщества, подобное расслоение внутри традиционно женских педагогических коллективов стало раздражителем, неминуемо ведущим к «обострению как климата внутри школы, так и социальной обстановки в целом».
Как рассказал изданию г-н Кузин, в офисе профсоюза не смолкают звонки возмущенных педагогов.
Особенно, по его словам, негодуют учителя русского и литературы, подозревая, видимо, московское правительство в предвзятом отношении к родной речи. Хотя на самом деле причина для возмущения все же несколько иная. «Конечно, резкое точечное повышение оплаты учителей иняза произошло на фоне общего роста окладов единой тарифной сетки бюджетников, в рамках которого заработная плата обычных педагогов выросла на 33%, - отмечает профсоюзный лидер, - но разница в заработках будет довольно существенной».
Так, по словам Сергея Кузина, средняя заработная плата учителей самой массовой категории (12-14 разряда) с нового учебного года вырастет с 17 тысяч до 23 тысяч рублей. У «иностранцев» с учетом намеченного мэрией роста учебной нагрузки она будет почти вдвое больше. Кроме того, и без того востребованные в столице такие специалисты (дефицит выпускников иняза в городских школах оценивается в 5 тысяч человек), как преподаватели иностранного языка, могут и без того позволить себе дополнительный заработок: репетиторство и частные уроки.
В профсоюзе работников образования опасаются, что в рамках одной из самых массовых профессий может случиться раскол, подобный тому, что произошел после административного разделения медиков в рамках нацпроекта «Здоровье» на высокооплачиваемых врачей первичного звена и «прочих специалистов».
«Выравнивать специалистов с врачами общей практики пришлось за счет московского бюджета, им тоже добавили 10 тыс. руб.», - напомнил г-н Кузин.
В Мосгордуме считают, что эта мера хоть и неоднозначная, но необходимая. По словам председателя комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, у города две альтернативы: «Либо мы допускаем дифференциацию учителей, либо допускаем дефицит тех педагогов, в которых московское образование остро нуждается». Г-н Бунимович уверен, что, выбрав второе, московские власти «острых конфликтных ситуаций в педагогической среде не вызовут». Тем более что, по его словам, это значительно облегчит жизнь родителям московских школьников, которые до настоящего момента неофициально спонсировали дополнительное обучение детей иностранному языку.
|