Сегодня в Ленинградской области началась бессрочная забастовка работников завода Ford. В конце октября - начале ноября 2007 года в Санкт-Петербурге прошло сразу несколько забастовок: сотрудников петербургского филиала "Почты России",петербургских докеров и работников завода Ford.
В конце ноября ожидается проведение забастовки работников локомотивных бригад ОАО "Российские железные дороги". Забастовки прошли и в других регионах России, например, чуть раньше петербургских докеров начали бастовать их туапсинские коллеги. Ректор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек рассказал о причинах этой серии забастовок.
Почему эта серия забастовок началась именно сейчас?
Возможно, достигнута определенная критическая масса "забастовочных" настроений. Хотя общество при этом является относительно стабильным. Основным катализатором, вероятно, послужил рост цен на продукты. Довольно быстро растет и стоимость услуг, в том числе, коммунальных. От роста цен в таких масштабах в России в последнее время отвыкли. Одно предприятие начинает бастовать, а дальше, конечно, начинается цепная реакция. Да и безволие официальных профсоюзов тоже сказывается. У нас профсоюзы привыкли заниматься чем угодно, только не защитой прав рабочих. Когда в 1990-х годах на ряде предприятий были массовые увольнения, когда рабочим не выплачивали зарплату, профсоюзов в большинстве случаев слышно не было. То же было и в случае с принятием непопулярным законов, как, например, закона о монетизации льгот или пенсионной реформы. В других странах в такой ситуации голос профсоюзов должен был звучать. У нас его не было. Рабочие прекрасно все это видят. И это не может тянуться постоянно. Ведь забастовки сейчас не происходят по принципу "кому сложно, тот и бастует". Ведь учителям, или, скажем, сотрудникам МВД тоже сложно. Но они не бастуют. Это значит, что профсоюзы там хоть что-то делают.
В чем Вы видите особенности ситуации на заводе Ford?
Характерно, что в России бастуют работники успешных предприятий с зарубежным капиталом, как, например, Ford. Это вполне объяснимо. В европейских странах совершенно иные, чем в России, корпоративные стандарты решения такого рода конфликтных ситуаций. К рабочим относятся иначе. Нынешних профсоюзных лидеров завода Ford само же предприятие и научило этим методам борьбы за свои права. Их возили на другие заводы корпорации, например, в Бразилию. И они смогли увидеть, как это происходит. С другой стороны, проведя одну забастовку, рабочие этого завода почувствовали, что они - реальная сила. С ними, во-первых, считаются, а во-вторых - такое значительное количество новых сотрудников ни одно предприятие в нашем регионе набрать не сможет.
Таким образом, косвенной причиной забастовок является и нехватка квалифицированных рабочих в регионе?
Да. Масштабы этой нехватки уже можно оценивать в сотнях тысяч работников, которых не хватает - возможно, это около 200 тысяч человек. Причиной этой нехватки является происходящее с системой профессионального технического образования. Раньше в Санкт-Петербурге было 70 тысяч мест в ПТУ, теперь этот показатель сократился до 40 тысяч человек. Да и то эти учебные заведения в значительной степени выпускают сейчас специалистов для сферы услуг. А региону нужны для реального сектора экономики. Например, в Санкт-Петербурге и области появилось сразу несколько предприятий по автосборке. А квалифицированных рабочих этого профиля очень мало. Логично предположить, что именно этих специалистов будет не хватать.
Наиболее серьезные последствия, вероятно, может принести забастовка на "Российских железных дорогах"?
В ситуации с этой забастовкой складывается впечатление, что мы стали частью общих процессов. Потому что в Англии и Франции бастуют рабочие схожих отраслей, как раз работники локомотивных бригад. Ведь на железной дороге, в общем-то, заменить можно кого угодно, кроме них. Хотя, с другой стороны, как раз представители этих профессий и в России, и в Европе получают достаточно достойную заработную плату и хороший "социальный пакет".
Признаком каких процессов в обществе, с Вашей точки зрения, является эта серия забастовок?
Это признак того, что рабочие, образно говоря, проснулись. Поняли, что надо отстаивать свои права, - но каким именно способом это делать, они знают не очень хорошо. Важной вещью для рабочих должно быть заключение коллективного договора рабочих и администрации. Заключение этого договора и его пересмотр один раз в определенный период - это и есть цивилизованный способ борьбы рабочих за свои права. А забастовка - это метод крайний. Ситуации надо не доводить до забастовок. Работу по защите прав трудящихся нужно вести постоянно, а не во время забастовок. У них могут быть и другие, весьма обоснованные претензии. Доля расходов на выплату рабочим зарплату в конечной цене продукта в России и на Западе очень разная. В некоторых отраслях в западных странах она доходит до 80%. У нас же затраты на зарплату - не более 25% от конечной стоимости продукта, а в среднем - вообще около 12%. Рабочие должны бы отстаивать свое право получать больший процент от конечной цены товара, который они производят. В этой части претензии рабочих вполне обоснованны.
Какие экономические меры необходимы в этой ситуации?
Экономике нужна отраслевая система оплаты труда. Существующая сейчас система скорее представляет собой "среднюю температуру по больнице". То есть в каждой отрасли должен быть установлен гарантированный минимум оплаты, и этот показатель должен быть не ниже прожиточного минимума. Тогда рабочие будут знать, сколько они могут заработать. А профсоюза должны постоянно вести с работодателями диалог, отстаивая интересы сотрудников.
|