|
|
|
В первой части статьи я попытался зафиксировать те определенные тенденции внутри и вне профсоюзной структуры, которые, по нашему мнению, будут иметь значение для развития профсоюзов до 2020 года. Теперь попробуем, не торопясь, разобраться с возможными ответами, которые могли бы дать профсоюзы на эти тенденции. (Перед прочтением последующего текста, рекомендую освежить в памяти первую часть.)
РАМОЧНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ
Для начала нужно совершенно четко понять, что любая попытка качественного изменения (улучшения) ситуации как минимум на первом этапе ведет к изменению отношений между всеми субъектами внутри и вне профсоюзных отношений. И это изменение отношений далеко не обязательно выражается ростом профсоюзных рядов. Пример. Попытка потребовать выполнения формально принятых на себя обязательств (тех, которые ранее не выполнялись никогда) может вызвать раскол как внутри профсоюза, так и в профсоюзном объединении. Если на место принципа «не работаем, но и с вас не спрашиваем» ставится принцип «четкое выполнение взаимных обязательств», то это может привести к такому открытому и явному отказу от выполнения этих обязательств. Другой пример. Попытка добиться перехода к «осознанному членству» может на промежуточном этапе повлечь за собой существенное сокращение членской базы. И, соответственно, уменьшению финансовых возможностей профорганизации. И так далее.
Перед началом любых преобразований нужен их осознанный выбор. С пониманием потенциальных - иногда неминуемых - опасностей. И с пониманием того, что альтернативой является механизм соскальзывания. Под механизмом соскальзывания я имею в виду то, что «естественный ход событий» в том виде, в каком он есть, - без реформ, но и без скандалов - за последние несколько лет лишил все российские профсоюзы существенной толики членов.
ВЕРНУТЬСЯ К ИДЕОЛОГИИ
Можно много с большей или меньшей убедительностью доказывать пользу того или иного отдельного организационного решения. Но есть одно главное, качественное решение, которое должно быть принято. Профсоюзы должны снова стать идеологической организацией. Причем подчеркнуто идеологической. Нужно осознать, что многие тезисы, которые сегодня формально декларируются в качестве профсоюзно-идеологических, таковыми не являются.
Что такое идеология? Это система идей или убеждений, ценностей, непротиворечиво выражающих интересы, в нашем случае - профсоюзов как структуры и членов профсоюзов. Через призму этих убеждений / установок осознаются и оцениваются отношения к власти и обществу, работодателю и коллеге, социальные проблемы и конфликты. Эта идеология содержит ясные и понятные всем - снизу доверху - цели профсоюзной деятельности. Более того, эта идеология, начинаясь снизу «от копейки в зарплате рабочего», должна содержать наверху взгляд профсоюзов ни много ни мало на перспективы развития общественных, экономических и политических отношений. Из этой идеологии уже и выводятся далее практические шаги.
Что на сегодня? На сегодня идеологические, если можно так сказать, каналы профсоюзов оказались забиты мешаниной из:
- длительных переговоров с работодателем о повышении зарплаты. Переговоров, в которых логика этого повышения лишь у отдельных организаций поднимается до уровня выше воспроизводства рабочей силы или доходит до претензий на участие в разделе части прибыли.
- остатков «советской профсоюзной идеологии», созданной для качественно другого общества с другими целями и «игроками». Часть этой идеологии с успехом используется новыми предпринимателями («мы плывем в одной лодке», «главное - стабильность производства»).
- непрерывного промывания мозгов со стороны либо работодателей, либо чиновников, которым бороться с инфляцией легче всего через торможение роста зарплаты простых работников.
- гигантского слоя текстов собственной внутрипрофсоюзной аппаратной бюрократии, выдающей «начало работы рабочей группы по разработке плана работы» за подобие содержательной мысли.
К сожалению, пока что крайне небольшую роль в разработке идеологии принимают и научные учреждения профсоюзов. Я видел много научных и - не побоюсь - высоконаучных произведений. Сложилось ощущение, что одни ученые пишут для других ученых, с трудом при этом представляя реальные проблемы профсоюзных организаций, не говоря уже о членах профсоюзов. Вообще, в качестве экстрарадикальной «бритвы Оккама», отсекающей лишние сущности, можно предложить простой тест: в случае если текст непонятен человеку со средним образованием, сомнительна его полезность для профсоюзного движения. Очень интересно: если всех профсоюзных работников и ученых обязать писать просто и понятно - много ли останется от их текстов и материалов?
В какой-то момент - как шарахнувшись! - от сверхидеологичности советского общества профсоюзы ударились в другую крайность - сверхпрактичность и утилитарность. Впрочем, здесь подойдет скорее несколько иной термин - прагматизм. Он захлестнул сегодня очень многих. Почему работаем? Потому что платят! Как платят - так и работаем. Не будут платить - не будем работать. Кто платит? Тот, кто сидит сверху...
Возвращение идеологии на главное, приоритетное место в профсоюзной работе будет сопровождаться возвращением активизма в профсоюзную среду. Это не означает рабского труда на галерах во имя идеи, которую кто-то где-то признал светлой и великой. Главное, чтобы ты сам признавал ее в этом качестве. Тот, кто работает в профсоюзах, в общественной организации, по определению должен понимать, что он работает на общество. С этим могут быть связаны определенного рода проблемы. Например, специалистам аналогичного уровня могут платить большую зарплату в бизнесе.
При этом недопустимо, когда профсоюзная структура, по сути не являющаяся ни идеологической, ни активистской, ни ориентированной на интересы члена профсоюза, пытается эксплуатировать отдельных работников, прикрываясь высокими идеями. Зрелище позорное и циничное. Еще циничнее, чем бизнес-эксплуатация.
Возврат к идеологии влечет за собой качественное изменение кадровой политики. Не секрет, что сегодня на руководящие должности в профсоюзах иногда избираются люди из бизнес - или госструктур. Я долго на эту тему думал. Сегодня могу сказать следующее. В бизнесе нередки случаи, когда менеджер переходит из одной компании в другую. Или из госструктуры в бизнес и обратно. В рамках модели изменений, которая предлагается выше, такие случаи миграции (бизнес - профсоюзы, госаппарат - профсоюзы) должны стать недопустимыми. В профсоюзах не могут работать «управленцы вообще». То есть могут, конечно, но тогда у профсоюзной организации теряется какое-либо отличие от министерства, банка и т.д. Бывают, конечно, исключения - должны же взрослые люди, приходящие на работу в профсоюз, где-то работать до того! Но тогда в профсоюзе работают люди, которым по большому счету все равно - бензином торговать или колдоговор подписывать. Конечно, они могут быть суперпрофессиональны. Может, и преувеличение, но мне кажется, что тогда у профсоюза теряется душа...
(продолжение следует) Автор: Шершуков Александр
|