|
|
|
Случаи отравления на одном из крупнейших ярославских заводов - Моторном - начались ещё в январе месяце. Пик их пришелся на начало марта. Рабочие МАЦ - метизно-автоматного цеха - чувствовали удушье, рвоту, головокружение, на руках появлялась сыпь, слезились глаза, резко повышалось давление. При приеме даже малых доз алкоголя у многих начиналась аритмия и обмороки.
По словам председателя свободного профсоюза «Солидарность» (Соцпроф) Леонида Афанасьева, за два месяца пострадало от 30 до 75 человек и это число продолжает расти.
Причины эпидемии рабочие и руководство завода объясняют, как водится, по-разному. Моторщики уверены, что источником «заразы» является новая смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ), которая наносится на деталь в процессе её изготовления. Проще говоря, причина - в жадности работодателя. Хозяева закупают по дешевке всякую дрянь, чтобы сэкономить на людях.
Администрация ОАО «Автодизель» долгое время не хотела признавать сам факт химического отравления. Результаты анализов, сделанных в медсанчасти завода скрывались. Врачи ставили пострадавшим диагноз ОРЗ. Был даже пущен слух об эпидемии краснухи. Все это резко контрастирует с заключениями медиков из других лечебных учреждений. Так, в результате исследования, проведенного химико-токсикологической лабораторией Ярославской областной клинической наркологической больницы, в охлаждающей жидкости выявлено летучее вещество аллилдиметилдитиокарбамат.
По мнению независимого эксперта И. Готлиба, оно может использоваться в сельскохозяйственных ядохимикатах и является чрезвычайно токсичным. Согласно протоколу лабораторных исследований, проведенных Центром гигиены и эпидемиологии в Ярославской области, «определяемый запах СОЖ характеризуется как невыносимый; исключающий возможность длительного пребывания в помещении. По характеру запаха СОЖ не может быть допущена к применению». Добавим, что изготовителем этой «замечательной» смазки является ООО «ВПО «Волгохимнефть», г. Волгоград.
После того, как информация о произошедшем просочилась в СМИ, а в цехах завода запахло бунтом (рабочие отказывались работать 5 и 12 марта), администрация в спешном порядке заменила СОЖ. Но при этом, по словам Афанасьева, не позаботились промыть станки, и случаи отравления продолжились. В итоге 26 марта рабочие 88 участка МАЦ направили гендиректору «Автодизеля» Виктору Кадылкину коллективное заявление, в котором уведомили о приостановке работы до полного устранения причин заболеваний. Они также потребовали оплатить все дни вынужденного простоя по вине работодателя.
Примечательно, что за защитой своих прав рабочие «прокаженного» цеха обратились в альтернативный профком, хотя никто из них в «Солидарности» не состоит. Именно Афанасьев, под началом которого числится лишь 270 человек (на многотысячный трудовой коллектив), организовал встречу пострадавших с сотрудниками прокуратуры и Росгортехнадзора, в то время как официальный профком не проявлял заметной активности.
|