|
|
|
В последнее время просто шквал жалоб обрушился на Гострудинспекцию по Мурманской области от работников компании «Сейд». И все они утверждают: там нарушаются трудовое и налоговое законодательства, преследуются члены профсоюзной организации «Солидарность ЗАО «Компания Сейд». В ноябре-декабре в инспекцию поступило десятка два обращений, на сегодняшний день их более 25. Занимается их проверкой один из самых опытных инспекторов - начальник отдела Надежда Евтушенко, и она утверждает, что такого вольного отношения работодателя к закону ей давно не приходилось видеть.
Страсти в «Сейде» накалились, когда группа молодых работников решила создать профсоюзную организацию, чтобы сообща бороться за свои права. Обратились в облсовпроф, там удивились: «у вас же есть уже профком, подавайте заявления и действуйте». То, что казалось таким легким на словах, на деле вылилось в большую проблему. Кирилл Аблаев, заведующий складом №5, в разговоре со мной сказал:
- Председатель профкома «Сейда» на контакт ни в какую не шел. Судя по всему, мы там были не нужны. Местный, как сейчас говорят, «корпоративный» орган не нуждался в людях «из народа».
И тогда Кирилл с товарищами обратились в альтернативный профсоюз - «Солидарность», где им помогли создать первичку.
Новый профком стал работать - агитировать вступать в профсоюз работников. И сразу ощутил упорное противодействие со стороны администрации. Среди сотрудников поползли упорные слухи: тот, кто вступит, будет уволен. Словно в их подтверждение, вскоре Кирилл получил дисциплинарное взыскание. Вслед за ним - и другие члены профсоюза. Причем председателю профкома и его заместителю они были вынесены в нарушение Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Взыскания даже не были согласованы работодателем с профсоюзом «Солидарность». В декабре за незначительные дисциплинарные проступки было уволено 8 человек. Забегая вперед, скажу, что Ленинским районным судом все они восстановлены на работе. Компания была привлечена к административной ответственности - оштрафована на 30 тысяч рублей.
Но и в январе руководство «Сейда» продолжало давление на тех, кто не согласен с существующей организацией труда и его оплатой. С тем, например, что на предприятии не установлена доплата за многосменный режим работы, не определен режим рабочего времени, отсутствует порядок ведения его суммированного учета. Эти и другие нарушения ранее уже отмечала юструдинспекция. После очередной ее проверки штраф в размере 4 тысяч рублей был наложен на технического директора ЗАО Виктора Бушуева, чья подпись стояла под незаконными приказами.
В феврале снова посыпались жалобы от работников «Сейда», которых в принудительном порядке заставляли писать заявления об увольнении «по собственному желанию».
Рассказывает заместитель руководителя юструдинспекции Инна Иванова:
- Некоторые работники компании на момент обращения к нам уже написали такие заявления. Мы рекомендовали отозвать их - такую возможность дает статья 80 Трудового кодекса.
Конечно, не у всех хватает сил бороться за свои права. Это действительно нелегко, когда против тебя одного стоит целая армия начальников, тыл которой прикрывают умелые юристы... Собственно говоря, для этого и нужен профсоюз - чтобы не оказаться в такой ситуации в одиночестве, ощущать рядом надежное плечо, получить, если понадобится, реальную поддержку. Это, как говорится, азы. Но многие ли их сейчас помнят?
Вспоминает Павел Попков, бывший заведующий складом №1:
- Меня вызвал начальник терминала и предложил уволиться. С какой стати, ведь никаких нареканий в мой адрес не было? Говорит: не умеешь ладить с людьми, подчиненные жалуются. Но я-то точно знал, что никаких жалоб не могло быть. Коллектив у нас дружный, если что не так - сказали бы. А начальник продолжает гнуть свое: не захочешь увольняться, переведем на другой склад кладовщиком. Понял я, что спокойно работать мне не дадут. Подобные истории и с другими ребятами были, хотя, как и я, они в профсоюз не вступали - боялись гонений. Нас прямо предупреждали: кто вступит - будет уволен. Плюнул я и написал заявление. Уволился 6 марта, трудовую книжку получил только 11-го, а справку о зарплате - лишь 26 марта. А без нее я даже на учет в центр занятости встать не мог.
Вот так в «Сейде» соблюдается трудовое законодательство. Статья 62 ТК РФ между тем обязывает работодателя при прекращении трудового договора выдать работнику в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку, копии документов, связанных с работой, в том числе справку о заработной плате. Впрочем, понять бухгалтеров и кадровиков, наверное, можно - как не зашиться при такой-то текучке кадров!
Больше молчать не будем
«Компания «Сейд» активно развивается. Молодым специалистам, поступающим к нам на работу, есть возможность проявить себя и попробовать закрепить свои знания на практике. Ведь в дальнейшей карьере опыт ценится больше, чем образование». Эти строки я прочитала на сайте одного из мурманских кадровых агентств - под заголовком «Где найти работу вчерашнему студенту». Хорошая агитка, подумала я, жаль только, не очень правдивая.
Вот что рассказал мне о своей работе в компании Андрей Журавлев, который трудится там кладовщиком. Андрей как будущий юрист (он студент-заочник одного из мурманских вузов, заканчивает третий курс) не побоялся вступить в альтернативный профсоюз. За что и поплатился. Пришлось обращаться за помощью к будущим своим коллегам из юструдинспекции:
- За все время учебы мне ни разу не предоставили учебного отпуска и, естественно, не оплатили дни сессий. Хотя работодатель обязан это делать (статья 26 Трудового кодекса), если заочник учится успешно. Поэтому для сдачи экзаменов я вынужден использовать дни своего основного отпуска. На все мои «почему» отвечают: «Не положено». Создается впечатление, что для «Сейда» законы не писаны. Здесь к нам относятся как к низшему сословию и даже этого не скрывают. Мол, все стерпят... Надоело, больше молчать не будем!
Андрея тоже пытались «вразумить». Ему неоднократно объявлялись дисциплинарные взыскания, причем в нарушение Трудового кодекса. Незаконные приказы судом были отменены. После этого начальство «обрадовало» парня известием о том, что теперь у него изменяются условия труда. Если раньше он работал на одном складе, то теперь - куда пошлют. Как говорит Инна Иванова, это существенно ухудшает условия работы, и люди вынуждены будут увольняться, так и не дождавшись обещанной в рекламе зарплаты в 20-25 тысяч рублей. Кстати, такое вот изменение условий труда коснулось практически всех «сейдовцев», которые посмели обратиться в инспекцию и суд.
Захотел - дал, захотел - отнял
Многих молодых людей, естественно, привлекает зарплата, обещанная компанией. Посмотрим, из чего она состоит. Сегодня заведующий складом получает 18 тысяч рублей, из них сам оклад - 3 тысячи, затем северные надбавки, плюс к этому установлен коэффициент как стимулирующая выплата. У кладовщика его 12 тысяч рублей раскладываются так: оклад -2500, «северные», коэффициент. Вот и получается, что основная зарплата у многих категорий работников на уровне средней минимальной зарплаты мурманчан, а то и ниже.
При малейшей провинности так называемые стимулирующие выплаты снимаются. Так, например, пока Кирилл Аблаев судился с работодателем, а длилось это удовольствие три месяца, на руки он получал по 6500 рублей. Прожить на эти деньги с ребенком (Кирилл один воспитывает 6-летнего сына) да еще оплатить услуги адвоката - задача не из легких.
Законов в компании просто не признают. А может, и не знают? Взять хотя бы статью 132ТК РФ: она говорит, что зарплата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. В «Сейде» должностные оклады устанавливаются, очевидно, по прихоти работодателя. Так, оклад уборщика здесь 2300 рублей, инспектора отдела кадров - 2000, кассира-операциониста - 1670. (Получается, что труд уборщицы, не требующий определенной квалификации, оценен работодателем выше тех, кто квалификацию имеет. Почему? Не ясно).
А вот получит ли каждый работник стимулирующую выплату - это не факт. Указанный вид надбавки не носит обязательного характера, зависит от ряда условий, в том числе и от усмотрения работодателя.
Инспектор Надежда Евтушенко вообще сделала немало любопытных открытий, проверяя это очень закрытое АО. Например, как здесь выплачивают зарплату. Аванс работники получают 30 числа текущего месяца, размер его чуть больше оклада. А день выдачи основной зарплаты приходится на 15 число следующего месяца. Причем, как утверждают работники, с задержкой до десяти дней. Все это также нарушает трудовые права «сейдовцев».
Смотри в рот, будь лоялен
Правда, руководство предприятия, похоже, мало волнует то, что оно действует наперекор закону. Иначе вряд ли стало бы так активно отстаивать свою позицию в суде. А представитель юротдела компании Виталий Кошелев так старался защитить эту, мягко говоря, небезупречную позицию, что судья Октябрьского суда Галина Дорошенко даже призвала его жить в мире и дружбе с Гострудинспекцией, поскольку и юрисконсульты, и инспекторы должны делать одно дело: защищать закон и права работников.
Когда главные судебные процессы по делам «сейдовцев» были в основном закончены, я попросила высказать свое мнение Александра Макаревича - депутата областной думы, руководителя фракции «Справедливая Россия»:
- Да, ко мне приходили работники «Сейда», создавшие в компании профсоюзную организацию. Их действительно запугивали, грозили увольнением. Но парни - молодцы: выстояли, защитили свои права в суде, и не только свои. Они не хотели идти на конфликт. Однако требования работодателя: будь лоялен, смотри мне в рот - молодые люди сочли для себя оскорбительными. Они для того и создали профсоюз, чтобы отстаивать права всех работающих в «Сейде». И поняли, что это можно и необходимо делать. И мы их поддержали. Я обратился к главному федеральному инспектору в Мурманской области Владимиру Лосеву, при его поддержке написал в областную прокуратуру. К проверке подключили юструдинспекцию, которая установила нарушения девяти статей Трудового кодекса РФ и статьи Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности». За дело взялись и налоговики, которые также обнаружили нарушения налогового законодательства... Сейчас многие говорят: зачем, мол, нужны профсоюзы, которые никого не защищают, а лишь митингуют. Не согласен - нужны! Но не мягкотелые, а с бойцовскими качествами. У альтернативного профсоюза «Сейда» такие качества есть. Мы и впредь будем поддерживать всех, кто добивается исполнения своих законных требований.
Попыталась я связаться и с генеральным директором ЗАО «Компания Сейд» Адрианом Комиссаровым. Но тот оказался в командировке, из которой должен был вот-вот вернуться, как объяснили его секретари. Они пообещали передать Комиссарову просьбу о разговоре и контактные телефоны, посланные факсом. Но пошла уже вторая неделя, ответа я так и не дождалась.
Несостоявшийся разговор
А разговор мог бы быть небесполезным. Ведь этот конфликт - один из сотен подобных, которые вспыхивают то тут, то там на просторах всей страны, заново проходящей школу рыночной экономики. Те государства, которые в последние два десятилетия мы привыкли называть цивилизованными, обучались в этой школе не один век. Не думаю, что такой срок устроит нынешнее поколение россиян. Хотелось бы, чтобы учеба шла побыстрее.
Но кто должен подавать пример современных, достойных (основанных на законе - это как минимум!) норм трудовых взаимоотношений? Естественно, этого ожидаешь в первую очередь от солидных, влиятельных компаний, каковой является и «Сейд». Оборотная сторона влияния - ответственность. В том числе, моральная. Чем масштабнее влияние, тем выше и ответственность перед обществом за состояние его атмосферы. Какой она будет? Насыщенной электрическими разрядами недовольства, нетерпимости, возмущения несправедливостью - или все-таки спокойной, деловой, творческой? Это зависит далеко не только от властей. Если люди, в чьих руках оказались экономические рычаги, этого не признают, значит, все их слова о социальной ответственности бизнеса - не более чем сотрясение воздуха.
А конфликты - что ж, они, наверное, неизбежны. Только воспринимать их нужно рационально и осмысленно. Ведь они обнажают нерешенные проблемы и подсказывают пути решения. По-человечески, конечно, удобнее, когда окружающие только поддакивают и согласно кивают головами. Но разве не столь давнее прошлое не показало нам, что это путь в тупик?
Нет, не состоялся у нас разговор - ни об этом и ни о чем другом. И теперь даже сомневаюсь - мог ли состояться вообще?
Дело в том, что во вторник, когда материал был уже написан и подготовлен к печати, мне позвонил Кирилл Аблаев и поделился свежими новостями. Его вновь лишили стимулирующей надбавки. Обвинили в том, что якобы по его вине исчез график работы. И поэтому не только Кирилла, но и всех работников склада лишат «премии».
- Обвинение совершенно надуманное, тем более что этот график-то остался в компьютере! - сказал Аблаев. - А еще работающим во вторую смену, а заканчивается она в два ночи, прекратили оплачивать проезд на такси домой, как это было раньше. Хотя наши склады находятся в промзоне, и пешком добраться до дома многие просто не могут. Очевидно, по мнению руководства, я и в этом виноват.
Напоследок же он сообщил, что уже слышал в свой адрес угрозы: кое-кто из работников, настраиваемых руководством, уже готов с ним «разобраться»...
Вот и судите сами: есть ли в такой ситуации смысл рассуждать об уровне цивилизованности деловых взаимоотношений, о роли конфликта в развитии? Или надобно изъясняться как-нибудь попроще?
...На ум пришло давнее-давнее высказывание. Но, кажется, к месту. Звучит оно так: «Тот, кто не способен признавать свои ошибки, тот хочет их повторить». Автор: Лопатко Людмила
|