Последние события еще раз подтверждают необходимость внесения изменений в Трудовой кодекс (ТК) в части либерализации процедуры о проведении забастовки. В очередной раз недавние забастовки машинистов локомотивных бригад железнодорожников и шахтеров «Красной Шапочки» были признаны незаконными. Однако, если кто-то думает, что признание забастовки незаконной достаточная мера для решения проблемы и смягчения конфликтов, он глубоко ошибается. Понятно, что отсутствие законных способов защиты своих трудовых прав только усугубляет ситуацию в трудовой сфере и приводит к радикализации конфликтов.
Именно эту простую истину ученые пытаются донести до чиновников, однако задача непроста. Напомним, в ноябре 2007 года ведущие социологи и юристы по проблематике трудовых отношений во главе с руководителем исследовательского центра Института социологии РАН Владимиром Ядовым в открытом письме обратились к правительству с просьбой изменить законодательство в трудовой сфере. Директор ИКД и научный сотрудник ИС РАН Карин Клеман тоже подписала это обращение.
Ученые обратили внимание «на явно ненормальную ситуацию в правовом регулировании и практике трудовых конфликтов» в связи с всплеском их активности наемных работников. Они поставили вопрос о необходимости упростить процедуру проведения забастовки, поскольку она настолько сложная, что провести законную забастовку просто нереально, и это влечет за собой плачевные последствия в социально-трудовых отношениях. На их обращение Роструд ответил предложением создать экспертный совет при Роструде для консультаций при подготовке поправок.
С тех пор экспертный совет регулярно собирается. Ученые составили список поправок, которые они намерены защищать на переговорах с чиновниками. Они пытались обосновать юридически и социологически каждую поправку. Однако, процесс идет медленно, чиновники Роструда очень неохотно соглашаются с аргументами специалистов. Они болезненно реагируют на любые предложения о значительных изменениях, называя их попытками «поставить работодателя в угол» или «дестабилизировать обстановку». То, что сейчас наемные работники поставлены в угол, а обстановка «дестабилизируется» именно из-за жесткого законодательства, они отказываются понимать.
Как и традиционные профсоюзы ФНПР, чиновники Роструда «молятся» на социальное партнерство и коллективные переговоры, в которых участвуют одни профсоюзные бюрократы и которые лишены смысла без возможности давить на работодателя хотя бы угрозой забастовки.
Глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков несколько дней назад выступил с жесткой критикой забастовки железнодорожников. И вот он объявляет журналистам, что ФНПР готовит свой вариант поправок к Трудовому кодексу (который он сам и лоббировал несколько лет назад!). Что же, можно радоваться тому, что и глава ФНПР решил заниматься либерализацией процедуры проведения забастовки. Но хотелось бы взглянуть на те поправки, которые готовятся в офисе ФНПР, хотелось бы иметь возможность их обсуждать. Нужна широкая общественная дискуссия, широкий фронт трудящихся и интеллектуалов за либерализацию Трудового кодекса.
Пора уже вывести трудовые отношения «из тени», пора вывести работников из рабского положения. Эксперты предлагают привести ТК в соответствие с нормами Международной организации труда (МОТ), либерализовать регулирование деятельности профсоюзов и организации забастовок в России. В частности, предлагается вернуть профсоюзам право самостоятельно объявлять забастовку, расширить круг законных оснований для проведения забастовки, снизить требование о наличии кворума, необходимого для голосования по вопросу об объявлении забастовки, и т.д.
|