|
|
|
Россия на грани нового всплеска массовых забастовок. Как сообщил сегодня на пресс-конференции директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, крупные стачки, прошедшие недавно на «АвтоВазе» и Московской железной дороге, свидетельствуют, что рабочие готовы открыто отстаивать свои права. При этом трудовые конфликты, по его словам, распространяются не только среди рабочих, но и «офисного планктона», который недоволен своим работодателем.
«Статистика забастовок у нас не достоверна. По данным справочника Росстата, в России борьбы трудящихся в форме забастовок не происходит. А в конфликтах труда и капитала государство часто занимает не место добросовестного арбитра, а сторону бизнеса. Причем жесткая позиция в отношении забастовок зафиксирована в Трудовом кодексе РФ, который фактически запрещает стачки без согласия работодателя», – заявил Делягин, отметив, что к подавлению акций протеста часто привлекают сотрудников ОМОН и ФСБ.
Руководитель московского комитета РКП-РК РП Александр Батов в ходе пресс-конференции отметил, что по официальным данным статистики, в 2007 году прошло от 2 до 11 забастовок, где участвовали 1000 человек. Хотя федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) приводит другие цифры. «По данным ФНПР, в прошлом году в России произошло 1072 трудовых конфликта, где участвовали 470 тысяч человек. А реальные данные на порядок выше», – сообщил Батов.
«4 марта 1906 года в России был принят акт, согласно которому забастовщик перестал быть бунтовщиком. Но сегодня забастовщик опять стал бунтовщиком. Это величайшее заблуждение наших властей, так как забастовка – это не дубина рабочих, а тонкий инструмент, который используется для отстаивания трудовых прав. Без реального рабочего движения и забастовок мы не сможем поднять свою экономику», – сообщил представитель независимого профсоюза «Соцпроф» Сергей Храмов, отметив, что труд в России стоит «копейки». Без одномоментного и радикального роста заработных плат и пенсий стимула для развития у экономики не будет.
«Если бы бастующим предприятия «Ford» подняли зарплату на 30%, как они просили, то отпускная стоимость автомобиля «Ford Focus» выросла всего на 150 долларов», – сообщил Храмов.
Между тем он подчеркнул, что сегодня ошибочно разделять забастовки на законные и незаконные, они бывают только «выигранные и проигранные». «Главная проблема трудового законодательства России в невозможности выдвигать свои требования. Только если сам директор предприятия организует забастовку, ее признают законной. Такой пример был на пороховом заводе в Перми, когда директор предприятия, защищая свои интересы от акционеров, устроил стачку, предварительно утвердив на собрании требования своих работников», – сообщил Храмов.
Представитель института экономики РАН Михаил Воейков в ходе пресс-конференции пояснил, что с каждым годом число официально разрешенных забастовок становится все меньше. В 1996-1997 годах в стачках участвовали 700-900 тысяч рабочих. В 2003 году – 5,7 тысяч человек, в 2005 году – 78,5 тысяч человек, в 2006 – всего 1,2 тысячи человек. Автор: Кораблева Софья
|