|
|
|
Такие данные приводят специалисты компании «Анкор». Руководители считают, что штрафы дисциплинируют работника. Но на деле они часто не мотивируют сотрудника, а только озлобляют.
«Когда я два года назад работала в магазине сотовой связи, нас постоянно штрафовали, - рассказывает Наталья, - за пыль на витринах («ставка» составляла10 долларов), за опоздание на работу, за «неподход к клиенту». Считается, если ты не подойдешь к посетителю магазина и не спросишь, что подсказать ему, то клиент может быть потерян. А продавцу надо заставить его хоть что-то купить. Штрафные санкции в этой сети магазинов сотовой связи предусматривались также за ошибки в документах и несдачу ежедневного отчета. «Мы ничего не могли сделать - официальная зарплата составляла 2 тысячи рублей, а все остальное - процент от продаж», - добавляет Наталья.
Отработав полтора года, она ушла. Как теперь рассказывает, очень хотелось на прощание как-то вернуть свои заслуженные, но «честно отобранные» деньги. Например, прихватив с собой телефон.
НЕ ШТРАФ, А ДЕПРЕМИРОВАНИЕ
Похожую историю может рассказать примерно половина российских работников. Трудовым кодексом РФ штрафы запрещены, однако руководители компаний все равно находят способы штрафовать сотрудников де-факто, не вводя штрафов де-юре.
Проще всего вводить штрафы там, где часть зарплаты выплачивается в конверте. В этом случае урезается именно неофициальная часть зарплаты. Такое чаще всего происходит в розничной торговле.
Здесь менеджеры или сидят на процентах, или получают постоянную, но нигде не указанную сумму. Так поступают, например, в сетях по продаже сотовых телефонов. К штрафам можно отнести и практику вычитания недосдач из зарплаты работников, распространенную в торговле продуктами и сетях быстрого питания.
Однако и при полностью белой зарплате штрафовать работников можно без труда. Для этого применяется гибкая система зарплаты, когда сотруднику выплачивают некую постоянную сумму (часто небольшую), а значительную часть зарплаты составляют премии и надбавки. Когда сотрудника хотят наказать, его лишают части премии: юридически это не штраф, а депремирование, но суть та же.
Этот способ чаще используют топ-менеджеры промышленных организаций и начальники небольших магазинов, предприятий сферы услуг, общественного питания, складских комплексов.
Директор центра аналитических исследований кадрового холдинга «Анкор» Наталья Данина отмечает, что в регионах депремируют чаще, чем в Москве. Это связано с ситуацией на рынке труда и большей избалованностью персонала в Москве: большим количеством предложений о работе и лучшими условиями.
В РОССИИ ШТРАФОВ НЕТ
Руководитель правового департамента Федерации независимых профсоюзов РФ, главный правовой инструктор труда Юрий Пелешенко утверждает, что введение штрафов - это вопиющее нарушение Трудового кодекса РФ. Работодатель вправе применять только те виды дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Единственный случай, когда работодатель может потребовать от сотрудника не штраф, а компенсацию, это порча последним имущества организации.
Всем, кто пострадал от штрафных санкций, главный правовой инспектор по труду советует обращаться в суд. Только вину работодателя будет доказать непросто. Необходимы весомые доказательства. Например, трудовой договор, где указана зарплата (меньше, чем указанную сумму минус налог работник получить не может). Но в случае с серыми зарплатами и депремированием доказать наличие штрафов не получится.
Наказания
ЗА ЧТО ШТРАФУЮТ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ:
- грязь на витринах или на рабочем месте;
- невежливое отношение или «неподход» к клиенту;
- несоблюдение корпоративного стиля в одежде;
- ошибки в кассовых и других документах.
ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ:
- опоздание;
- ошибки в договорах или других документах;
- несоблюдение дресс-кода;
- курение в не оборудованном для этого месте или употребление спиртных напитков. Автор: Староверова Екатерина
|