Весь мир только и делает, что говорит о финансовом кризисе. Примет ли Конгресс США подарок для Уолл Стрит в размере 700 000 000 000 долларов, даст ли Ирландское правительство 400 000 000 000 гарантий банкам, а Путин, немного скромнее, зато без залога, 50 000 000 000 из стабфонда российскому бизнесу? Обрушатся ли биржи еще сильнее, и что будет с рынком недвижимости? Кто-то уже надеется, что цены на жилье упадут до такого уровня, что можно будет приобрести хотя бы скромное жилище, а кто-то переживает за будущее своего рабочего места. Так каковы же будут последствия для рядовых работников и профсоюзов?
Последствия могут быть самые разные и непредсказуемые. Кто успел накопить хоть какие-то сбережения и вложил их в предложенные финансовыми рынками ценные бумаги, опасается, что эти вложения могут сгореть. Не только в США, но и в Западной Европе десятки тысяч простых граждан это уже почувствовали. В России таких людей, в частности, среди членов профсоюза, возможно, не так уж и много. Россиянам, можно сказать, повезло еще и потому, что мало кто реально откладывает деньги на накопительные счета в пенсионные фонды – деньги именно в таких фондах в США теперь под угрозой, так как эти фонды инвестировали в те ценные бумаги, которые сейчас обесцениваются. Но неужели нас это не коснется, и кризис обойдет нас стороной?
Не совсем так. Во-первых, кризис (а также «антикризисные» меры правительства с вбрасыванием на рынок огромных сумм), еще более стимулирует высокий рост инфляции со всеми вытекающими последствиями. При этом банки повышают ставки по кредитам или вообще закрывают кредитные линии населению. Значит, о приобретении потребительских товаров в кредит придется временно забыть.
Во-вторых, ближе к рабочему месту, в компаниях, ужесточится климат. 90% российских компаний готовятся к кризису. Эти 90% в нынешнем году «уже приняли или разрабатывают политику сокращения издержек». Поэтому профсоюзы немедленно должны забить тревогу. Ведь всем давно известно, что красивое словосочетание «сокращение издержек» означает рост эксплуатации работников.
И действительно, «в условиях кризиса компании стараются ужесточить контроль за бюджетом (76,2%) и подумывают об оптимизации численности персонала (52,3%)», компании также постараются «заморозить различные проекты (38%)» и «избавляться от непрофильных активов» (23,8%).
Контроль за бюджетом означает в первую очередь замораживание премий и социальных льгот (особенно если они не фиксированы в коллективных договорах). Не исключено, что корпорации постараются сэкономить на замене оборудования, спецодежде и т.д., что непременно отразится на работниках. С «оптимизацией численности» все понятно. Всех «неугодных» – за проходную. Что касается заморозить различные проекты – тут уж смотри, что за проект. Это могут быть и проекты по увеличении социальных льгот, например, введению дополнительного пенсионного страхования (если его заморозят, может и к лучшему? См. выше…), или расширение производства или бизнеса, что повлечет за собой отказ от создания новых рабочих мест и возможности карьерного роста… А избавление от профильных активов означает усиленную тенденцию к аутсорсингу, а это, как показывает практика, опять таки ударит как по оставшимся, так и по выведенным за штат работникам.
Черным по белому: «60% иностранных и 25% российских компаний готовы урезать бонусы сотрудников» и «темп роста зарплат замедлится». Выходит, добиться реального повышения зарплат, а не только компенсации инфляционных потерь, будет еще сложнее, чем было все это время. Российские рабочие могут столкнуться с жестким прессингом со стороны работодателей именно в тот момент, когда на многих предприятиях сплотившиеся трудящиеся вместе стали требовать существенного улучшения условий и оплаты труда.
Под предлогом кризиса и отсутствия денег администрация предприятий в ближайшие месяцы наверняка будет убеждать рабочих «на повышении зарплаты сильно не настаивать, а то, придется кое-кого сократить, а то и вовсе закрыть завод или фабрику». Любые неприятные новости для сотрудников в ближайшие месяцы будут оправдываться осложнениями, возникшими из-за финансового кризиса. Ведь менеджеры уверены, что никто из их подчиненных не сможет проанализировать ситуацию и определить, где последствия кризиса, а где очередная порция корпоративной жадности.
В данной ситуации стоит напомнить, что последние годы, в частности, для сектора производства пищевых продуктов были просто золотыми. Многие компании зарабатывали колоссальные прибыли, совершенно не видя причин реально делиться ими со своими сотрудниками. Но когда речь заходит о потерях, корпорации тут же готовы переложить их значительную часть на плечи работников. Мол, мы же одна семья.
Однако сокращение прибылей, вовсе не значит, что их нет. Возможно, закончилось время сверхприбылей, а для менеджеров, привыкших ежегодно отсчитываться перед штаб-квартирами о покорении новых финансовых вершин, возвращение на землю – это жесткая и неприятная процедура. Что ж, добро пожаловать, господа менеджеры! Мы внизу давно вас поджидаем… Так как экономические расчеты большинство компаний отказывается открывать, мы можем спокойно предположить, что денег хватает, пока нам не доказывают противоположное. Но доказывать должны так, чтобы мы поверили. И не рыданиями в жилетку, а предоставлением полной информации о финансово-экономической деятельности предприятий.
Конечно, некоторые компании столкнуться с реальными сложностями. Поэтому необходимо готовить профсоюзные кадры к тому, как вести себя в таких ситуациях, как защищать сотрудников в условиях кризиса или банкротства предприятий, с кем и о ком вести переговоры, защищая справедливые интересы членов профсоюза.
Понятно, что профсоюзы должны поддержать призывы и требования к правительствам относительно более жесткого регулирования финансовых рынков – об этом уже давно и достаточно сказано. Однако в данной ситуации этого не достаточно. Профсоюзным структурам на всех уровнях именно теперь (пока еще не совсем поздно) надо задуматься о том, что кризис может означать для тех предприятий, где они отвечают за поддержку и представление интересов членов профсоюза. Нужны не только информационные материалы, которые разъясняют суть кризиса, но также конкретные стратегии защиты интересов работников в сложившейся ситуации. Необходимо подробно разъяснять работникам причины кризиса и его возможные последствия, а также как отличать реальные экономические проблемы от «лапши», которую наверняка захотят повесить нам на уши работодатели.
Очевидно, что со стороны правительства и работодателей будут звучать призывы затянуть пояса потуже. Да только пояса уже затянуты много лет… до последней дырочки. Мы за возникновение этого кризиса не отвечаем. Но мы отвечаем за то, чтобы его последствия отразились на работниках как можно меньше.
|