|
|
- А по курсу валют кризис ощущается? |
|
Расходы будут урезать
Пожалуй, нет ничего более загадочного, чем влияние мирового финансового кризиса на простых россиян. В частности - на петербуржцев. Пока обитатели Америки и Европы, где фондовые биржи обваливаются с катастрофической скоростью, сидят спокойно и даже не особенно интересуются деловыми новостями, в России, где вроде бы все вполне благополучно, последствия мировой экономической лихорадки уже начали ощущаться.
- Валовый региональный продукт Петербурга может снизиться на 1 процент, - предрек вице-губернатор Михаил ОСЕЕВСКИЙ, правда, не указав, за счет каких именно сфер экономики произойдет спад.
Это за него сделала Валентина Матвиенко:
- Правительство города опасается снижения объемов кредитования в строительстве и бизнесе, а также замедления темпов производства.
Другими словами, денег в Питере станет меньше. А значит, придется урезать и расходы.
- Да, сокращение расходной части бюджета произойдет, - подтвердил председатель Бюджетно-финансового комитета питерского ЗакСа Владимир БАРКАНОВ. - Она уменьшится на 20 миллиардов рублей. При этом не сократится ни одной копейки из социальных расходов - пенсий, различных выплат, компенсаций и так далее. Экономить будем за счет части адресной инвестиционной программы. Проще говоря, за счет тех строек, которые ведет город. При этом строительство школ, детских садов и прочих подобных учреждений не пострадает. А по другим объектам мы будем смотреть, насколько там можно сократить финансирование. И в сумме наберем 20 миллиардов экономии.
Штаты пошли под нож
Быстрее всех решили, что делать в создавшихся условиях, строительные фирмы и банки. Одна из крупнейших питерских строительных компаний уже объявила своим сотрудникам о кардинальных изменениях: увольнении трети прорабов, а в среднем управленческом звене обещают массовые чистки. Например, в отделе рекламы из десятка человек останется только один. Остальные пообещали, что зарплаты станут поменьше: оклады заморозят, а бонусов и доплат не будет. В некоторых банках ситуация примерно та же: отделы кредитования скоро могут опустеть, ведь количество выдаваемых кредитов уменьшится в разы, а значит, многочисленный персонал уже не нужен. Кого-то сократят, а кому-то просто предложат низкую зарплату.
Что говорят профсоюзы
- Пока идут только разговоры о таких мерах, а реальных случаев еще нет, - утверждает председатель Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир ДЕРБИН. - Во всяком случае о массовых увольнениях - а это когда с предприятия увольняют более 20% сотрудников - нам пока не сообщали. Если же это будет происходить, конечно, профсоюзы вмешаются. Нужно, чтобы все делалось по закону. Нам должны будут показать реальную картину, почему происходит увольнение: из-за уменьшения личной прибыли хозяина или есть реальные объективные предпосылки. Если окажется, что хозяин просто спасает свои личные доходы, реакция уволенных может быть самая жесткая, вплоть до митингов и забастовок. А что им терять? Их же уже уволили. Конечно, потери из-за кризиса должны быть минимизированы, и руководству предприятий нужно принимать сложные решения. Но я считаю, что ситуация далеко не такая тяжелая, чтобы сокращать штаты или урезать зарплаты. Просто ряд фирм, в том числе крупнейших строительных, не занимались просчитыванием перспектив, всю прибыль они направляли в карман. И теперь идут по самому легкому пути спасения своих доходов. Более того, мне кажется, что некоторые из них просто пользуются кризисом как предлогом, чтобы сократить расходы на сотрудников. Это такое оправдание, позволяющее сделать то, на что в другое время не решились бы.
МНЕНИЕ СКЕПТИКА
Политолог Борис ВИШНЕВСКИЙ: «Резать - так по-крупному»
- Сокращать расходы бюджета нужно за счет крупных, но бессмысленных проектов. В первую очередь таких, как «Охта-центр», где участие города должно быть сведено к нулю. Оставляя в стороне архитектурные вопросы, надо учесть, что уже не те времена, чтобы тратить 30 миллиардов на здание, в котором потом город еще и не будет собственником. Во-вторых, Западный скоростной диаметр. Он нуждается в резком ограничении финансирования. Возможно, стоит подумать об изменении маршрута - в нынешнем заложены и финансовые и экологические проблемы. Пока денег было много, можно было их не считать, а теперь ситуация другая. Например, ЗСД должен пройти вблизи Юнтоловского заказника, и придется тратить много денег на экологические мероприятия - шумозащиту и так далее.
Мне кажется, следовало бы посмотреть другие маршруты, они могут оказаться экономичнее. В третьих, нужно сокращать затраты на намыв территорий на Васильевском острове. И масштабы нового порта следовало бы поубавить: не думаю, что поток туристов в Петербург будет столь громадным. Еще следовало бы пересмотреть список стратегических инвесторов: посчитать, сколько они дают городу, а сколько берут. Но я уверен, что все эти крупные проекты оставят в неприкосновенности. А урежут более простое капитальное строительство.
|