|
|
|
Сотням работниц одного из крупных предприятий Башкирии объявлено о грядущем увольнении. Главные экономические беды еще впереди, но многие россиянки успели почувствовать на себе все прелести массовых сокращений. Сегодня именно эта категория граждан выглядит самой незащищенной. Сохранение социально-политической стабильности в обществе требует отказа от пренебрежительного отношения к гендерной проблеме.
Увольнения женщин приобретают в последнее время массовый характер. Представительницы слабого пола теряют заработок целыми коллективами. Глава профсоюза Уфимского приборостроительного производственного объединения Андрей Колыбанов рассказал: «Наш завод занимается авиационным строительством, однако есть еще дополнительная отрасль – выпуск бритв. В этом цеху работает около 600 человек, почти все они – женщины. На днях руководство завода объявило, что выпуск бритв будет в скором времени прекращен, цех закроют, а работники останутся на улице. Позавчера отчаявшиеся женщины чуть ли не приступом взяли кабинет директора предприятия, пытаясь доказать, что закрывать цех нецелесообразно, так как он приносит немалую прибыль. Однако переубедить начальство бунтующим дамам не удалось, и в скором времени многие из них останутся без средств к существованию».
Показательно, что состоявшийся вчера в Мосгордуме круглый стол, где специалисты по гендерным вопросам собирались изначально обсуждать общие проблемы взаимоотношений полов, по ходу дела поменял тематику. Дискуссия приняла ярко выраженное антикризисное направление.
Как рассказала глава гендерной фракции партии «Яблоко» Галина Михалева, в связи с экономическими трудностями в регионах начинаются массовые увольнения, причем чаще всего под удар попадают женщины. «Есть города, где местом работы всех жителей является единственное крупное предприятие, к примеру машиностроительное или металлургическое. И там сокращать в первую очередь будут женщин», – уверена Михалева. Собеседница рассказала, что увольнения уже начались: в городе Реж Свердловской области при сокращении штата на заводе, выпускающем никель, мужчин уволили меньше, чем женщин.
Традиционно обделенные вниманием государства матери-одиночки особенно страдают от финансовых катаклизмов. Думать, что ситуация в ближайшее время улучшится, по меньшей мере наивно, отмечает Михалева. Между тем, по ее словам, к этой категории граждан относится более половины женщин России: «50% браков распадается, а мужья бегают от алиментов». Государство, по мнению собеседницы, помогать женщинам не стремится. Она напомнила, что единовременные выплаты по родам и детские пособия ничтожно малы: «В Москве максимальная сумма, выплачиваемая государством в месяц на содержание детей, – это тысяча рублей, в регионах и того меньше». Заметим: в условиях кризиса пособия таким женщинам становятся в случае увольнений уже не подспорьем, а единственным средством выживания.
Парадокс в том, отмечает Михалева, что женщине труднее, чем мужчине, сделать карьеру: «Ей надо кормить своих детей, она работает не покладая рук, но в итоге мужчинам взлететь по карьерной лестнице гораздо легче». В подтверждение своих слов она приводит невеселую статистику: «Среди губернаторов только одна женщина – Валентина Матвиенко, в правительстве тоже лишь две-три представительницы слабого пола смогли добиться высоких постов».
При этом карьерные проблемы приобретают в условиях кризиса иное измерение: женщины чаще мужчин, не добившись успеха в крупных компаниях, открывают свой небольшой бизнес. Михалева убеждена: «В условиях экономической нестабильности умрут именно мелкие компании.
Малые предприятия выживают во многом из-за банковских кредитов, сейчас, впрочем, деньги им давать никто не будет. В итоге женщины и особенно матери-одиночки окажутся в прямом смысле без средств к существованию».
Женщину легче уволить, чем мужчину, объясняет ситуацию в стране сопредседатель федерального координационного совета СОЦПРОФа Сергей Храмов: «Женщину уволить легче: по закону представительницы слабого пола раньше выходят на пенсию, а это прекрасный предлог, оправдывающий массовые сокращения». Профсоюзный деятель назвал распространенную хитрость работодателя – в прямом смысле этого слова женщину не увольняют, однако трудиться на данном предприятии все равно становится для нее делом невозможным: «Женщин отправляют в административные отпуска без выплаты зарплат, сокращают рабочую неделю, а это сразу же отражается на кошельке работницы».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов выделил три причины, почему женщин увольняют чаще, чем мужчин. «Во-первых, они занимают менее статусные посты и не могут в полной мере влиять на процесс принятия решений в компании. Кроме того, женщина – это всегда фактор риска: беременность и болезни детей никто не отменял. Более того, представительницу слабого пола психологически уволить легче – ее всегда муж прокормит». А первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец не исключил: иногда предприятия проводят целенаправленную кадровую политику против женщин. «Тогда можно говорить о нарушении Конституции, так как там сказано о равенстве полов. В этом случае женщины могут отстаивать свои права в судебном порядке».
Юрист Центра социально-трудовых прав Анна Гвоздицких рассказала, что ни в России, ни в мире не может существовать трудовой закон, который бы запрещал увольнение женщин просто потому, что они женщины. «В нашей стране прямой запрет на увольнение по инициативе работодателя установлен лишь для беременных и в отдельных случаях для женщин, имеющих детей до трех лет», – сообщила собеседница. Между тем «если представительница слабого пола убеждена, что ее уволили именно в силу половой дискриминации, то в Европе в судебном порядке это доказать легче, чем в нашей стране».
Профсоюзные деятели, понимая масштабы угрозы, пытаются «подстелить соломку». Специалист по гендерной политике обкома горнометаллургического профсоюза России по Свердловской области Эльвира Хохлова сообщила: «У нас существуют отраслевые соглашения, и мы сейчас прикладываем все силы, чтобы действие их сохранить, выйти из ситуации кризиса, а тем самым сохранить и социальный пакет – мы этим очень озабочены. Сохранить не просто для женщин, а для работников с семейными обязанностями. То есть не только для женщин, но и для мужчин. У нас во всех соглашениях и коллективных договорах есть раздел, который называется «Социальные гарантии для лиц с семейными обязанностями». Речь идет, в частности, об оплате детских садов и выплате пособий работодателями женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет».
|