В условиях перепроизводства на крупных заводах города и области идут на непопулярные меры. Производители стройматериалов «КНАУФ» и «Пикалевский цемент» думают о сокращении персонала. Лесоперерабатывающие компании группы «Илим» и машиностроители «Северстали» подчищают административные кадры. А «Ижорские заводы» переходят на сокращенную рабочую неделю.
Промзоны Петербурга скоро начнут пустеть. Некоторые предприятия уже подготовились к сокращению производства. Как сообщили сотрудники предприятия «КНАУФ гипс» в Колпино, принадлежащего немецкому холдингу «КНАУФ», производство продукции приостановлено на 2 месяца. Причина проста – компании не удается реализовать произведенные материалы. Из-за кризиса спрос на стройматериалы, которыми «КНАУФ» занимается, сильно упал. Сейчас фактически без работы остались 300 человек.
Однако в руководстве компании эту информацию не подтверждают: там заверили, что работы приостановлены всего на 2 недели, причем это связано с ремонтом на предприятии. «Действительно, кризис не мог не затронуть нашу компанию, но чтобы не терять сотрудников и не терпеть убытки, мы решили провести в это время плановый ремонт. Временно продукцию мы не производим», - сообщили в «КНАУФ». Но тут же заверили, что сотрудники, отправленные в вынужденный отпуск, не лишились содержания.
Другой выход из ситуации нашли машиностроительные предприятия. Как сообщают источники, компании, входящие в комплекс «Ижорских заводов», перешли на трехдневный режим работы. Как утверждают сотрудники, руководство пояснило им, что это произошло в связи с кризисом - отгрузка произведенной продукции сократилась.
О сокращениях персонала сообщил управляющий директор компании Ilim Timber Industry Никита Леонов. «Мы не снижаем объемы производства, но вынуждены понизить цены по большинству позиций продажи продукции, - заявил Леонов. - Для того, чтобы урезать расходы, мы также будем сокращаем персонал. Пока это коснется только управленческих и вспомогательных подразделений. Безболезненным для нашей компании я считаю увольнение 20% сотрудников, но пока мы реально уволили 5%».
Начать с «головы» решили и на других предприятиях города. Так, компания «Спецсталь» собирается сократить в связи с кризисом около 30% руководящего персонала. Тем же путем идут и «Силовые машины», входящие в холдинг «Северсталь» Алексея Мордашова. Компания официально объявила о намерении сократить менеджмент в первой половине 2009 года. На предприятии подчеркнули, что это коснется только административных кадров. Рабочих на «Силмаше», напротив, станет больше: в 2009 году предполагается набрать около 1 тысячи рабочих и около 200 конструкторов и сервис-инженеров.
Не все благополучно и в судостроении. Так, «Северная верфь» недосчиталась за период кризиса значительной суммы. Как признают на самом предприятии, в этом году чистый убыток компании составил 71,6 миллионов рублей (вдвое больше, чем в прошлом). Этому не обрадовались международные эксперты: агентство Standart's and Poor's отозвало долгосрочный рейтинг судостроительного гиганта и передвинуло его на несколько позиций вниз. На самой «Верфи» говорят, что это временные трудности. Приостанавливать производство и сокращать персонал (около 3 тысяч человек) они пока не планируют. Кроме того, заявляют, что, несмотря на кризис, планы по открытию новых производств на базе «Северной верфи» (туда, напомним, планируют перевести «Балтийский завод») остаются в силе – площадку обещают ввести в строй в 2010 году.
Гораздо драматичнее складывается ситуация с предприятиями в Ленобласти. К концу ноября в одном только Пикалево без работы могут остаться около тысячи человек. Под угрозой из-за кризиса в строительной отрасли оказались производители стройматериалов «Пикалёвский глинозёмный завод», ЗАО «Пикалевский цемент» и ЗАО «Метахим». В настоящее время две трети производств этих компаний приостановлены. Профсоюзы заводов уже обратились к учредителям предприятий (ЗАО «Пикалёвский цемент» принадлежит ОАО «Евроцемент-групп», «Пикалёвский глиноземный завод» входит в «Базэлцемент» (группа «Базэл»), ЗАО «Метахим» входит в управляющую компанию «Севзаппром»), а также к вице-премьеру федерального правительства Игорю Сечину. Но пока никаких антикризисных действий менеджмента не последовало.
Кризис пока как будто не коснулся питерских энергетиков и автомобилестроителей. По прежней схеме, как официально сообщается, действуют заводы компаний «Тойота» и «Дженерал Моторс» в Шушарах, «Форд» во Всеволожске. (Эти заявления выглядят странно, учитывая те трудности, которые концерны испытывают на мировых рынках; так, компании «ДжиЭМ» и «Форд» уже заявили о сокращении большой части персонала по всему миру). Как сообщили на заводе «Звезда», работа предприятия идет в нормальном режиме, сокращений пока не предполагается.
Как утверждают эксперты, основными причинами спада в промышленности стали падение спроса и недостаток дешевых кредитов, которые раньше использовались для развития бизнеса. Так, по данным за октябрь, интерес к промышленной продукции снизился на 15-20%. Особенно тяжелая ситуация с перепроизводством сложилась на металлургических предприятиях, а также у компаний лесозаготовителей. При этом многие уже приняли решение снизить цены на свою продукцию. По данным аналитиков, только за октябрь средняя стоимость заводской продукции упала почти на 7%.
Правительство страны, напомним, обещало поддержать промышленников с помощью средств, выделяемых из резервного фонда. Предполагалось, что банки, получившие госкредиты, будут активно кредитовать предприятия. Однако деньги до заводов пока так и не дошли. Результат недофинансирования сразу отразился на статистике. По данным Росстата, темпы промышленного производства в России снизились на 1,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Рост производства в октябре замедлился до 1,6% по сравнению с 4,7 % в августе и 6,7% в сентябре.
|