Финансовый кризис столкнул лбами бизнес и наемных работников. Угроза финансовых проблем предприятий толкает работодателей к сокращению зарплат и перетряхиванию штата. Наименее ценных сотрудников увольняют. Но сокращение персонала - затея не из дешевых: уж очень велик размер выходного пособия.
Сокращения - до 500 тыс. человек
В полную силу кризис навалится на Россию весной 2009 года, считают экономисты и владельцы крупнейших компаний страны. Но к грядущим финансовым проблемам компании начали готовиться загодя. Даже там, где пока не ощущают никакого влияния кризиса.
В октябре армия безработных выросла на 76 тысяч человек - до 1,2 млн. Руководство 4,16 тысячи предприятий объявило о планах сократить дополнительно 219 тысяч человек. Хотя ситуацию трудно назвать критической. В благополучном январе 2008 года на учете в центрах занятости числились 1,55 млн. человек (см. график). Летом меньше людей обращается в службы занятости - это сезонный фактор, повторяется из года в год.
А в Москве только за четыре дня ноября, с 17-го по 21-е число, сведения о предстоящем сокращении численности своих работников подали 66 московских организаций. Планируемые увольнения не так уж и велики - около двух тысяч человек. Да и число официально зарегистрированных безработных москвичей сравнительно небольшое - 19,4 тысячи человек.
- Это не последние увольнения, - убеждена замдиректора Независимого института социальной политики Лилия ОВЧАРОВА. - Рост безработицы будет зависеть от того, как сильно кризис ударит по России - если как в 1998 году, то по стране компании сократят еще не меньше миллиона сотрудников. Но я думаю, что нынешний кризис будет не столь ощутимым: количество безработных увеличится максимум на 300 - 500 тысяч человек.
Для чего предприятия отказываются от «лишних» рабочих рук? Понятное дело, чтобы сэкономить, ведь затраты на оплату труда - одна из самых затратных статей практически для любого бизнеса. Но требования Трудового кодекса часто сводят на нет всякое стремление сэкономить. Закон защищает в первую очередь интересы наемных работников. О грядущем сокращении начальство обязано предупредить работника за два месяца. При увольнении выплатить две среднемесячные зарплаты и компенсировать неиспользованный отпуск.
Сумма набегает кругленькая. Возьмем за отправную точку среднемесячную зарплату по России за октябрь - 18 093 рубля. Следовательно, каждый попавший под сокращение штата сотрудник вместе с трудовой книжкой получает чуть больше 54 тысяч рублей. Эту цифру умножаем на уже запланированные к увольнению 219 тысяч человек. И в итоге получаем внушительную сумму - 11 миллиардов 826 миллионов рублей! Для сравнения: эта цифра сопоставима с бюджетом Федерального агентства по строительству и ЖКХ на 2009 год.
За вещами - после закрытия
В масштабах отдельно взятой компании затраты на сокращения выглядят скромнее, но и финансовые поступления несопоставимы с объемами федерального бюджета. Давайте на минутку встанем на место деловых людей. Спрос на товары и услуги падает, спасти дело можно, лишь улучшив технологии бизнеса или уволив наименее ценных сотрудников.
- Но сменить технологии за неделю невозможно, а на сокращения работников нет средств, - разводит руками директор Института социальной политики Александр СМИРНОВ. - Дело заканчивается выдавливанием персонала из фирмы: склоняют уволиться по собственному желанию, не выплачивая выходного пособия, пытаются уволить по статье «за несоответствие занимаемой должности» или выгоняют в неоплачиваемый отпуск.
Интернет забит тысячами свежих примеров.
«Утром пятницы ребята как ни в чем не бывало пришли на работу, - читаем в блоге сотрудницы одного из банков. - Пришли... а их не пустили дальше приемной для посетителей. Предложили написать заявление об увольнении по собственному желанию. Нетрудно догадаться, что подразделение, на протяжении нескольких лет обеспечивавшее банк высокими доходами, получало приличные деньги, и выплата пособия - довольно объемный пул из костов (расходов. - Ред.) компании. «За личными вещами придете после закрытия торгового дня», - было сказано уволившимся».
- Первыми жертвами кризиса пали сотрудники финансовых компаний и менеджеры среднего звена. Но эти люди - достаточно высококлассные специалисты и без работы не останутся, тем самым спровоцировав вторую волну увольнений. На этот раз на улице окажутся все еще работающие пенсионеры и молодые люди с минимальным опытом работы, - прогнозирует Лилия Овчарова. - Думаю, в 2009 году выпускникам вузов устроиться на работу будет практически невозможно.
Деньги - из стабфонда
Стенания бизнеса о росте расходов на пособия увольняемым сотрудникам вызвали возмущение профсоюзов. Как и интересы персонала не ущемить, и бизнесу дать шанс не загнуться? Предприниматели нашли выход из тупика.
- Мало кто обращал внимание на конкретику и больше уходил в «желтизну», играя на страхах читателя и выдавая желаемое за действительное, - пишет глава РСПП Александр ШОХИН на своем блоге. - Приписывают мне чужие высказывания и бьются в праведном гневе, сообщая о неком предложении бизнеса отменить выплаты увольняемым рабочим. Слышал звон, как говорится... О чем же шла речь? В первую очередь о том, что государство может (и должно) гарантировать выплаты увольняемым сотрудникам.
Бизнес готов платить выходное пособие лишь за один месяц, а остальные выплаты пытается переложить на плечи властей. Но руководство страны не отреагировало на предложение предпринимателей.
- Такая постановка вопроса бизнесом имеет право на существование, - говорит Александр Смирнов. - Мы откладывали деньги в стабилизационные фонды в стабильные времена как раз для того, чтобы залезть в них, когда кризис придет. Но юридических норм для этого пока не существует.
В 1998 году, когда Россия кряхтела под гнетом предыдущего финансового кризиса, правительство не разрешало увольнять персонал, но закрывало глаза на многомесячные задолженности по зарплате. Сейчас Трудовой кодекс жестче защищает интересы рядовых сотрудников. И лазеек для бизнеса не осталось.
- Наш бизнес еще не в критической ситуации, чтобы государство брало на себя финансирование по увольнению работников, - подводит итог Лилия Овчарова. - Но если начнется массовое банкротство предприятий, то властям придется поддержать бизнес.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Нельзя попользоваться людьми и выкинуть на улицу»
- К затее переложить выплату части выходного пособия на государство отношусь крайне негативно, - говорит один из бывших профсоюзных лидеров, председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей ИСАЕВ. - Когда принимался Трудовой кодекс, тщательно выверялся каждый его пункт. На определенные уступки пошли как профсоюзы, так и бизнес. И вот сейчас, когда появились малейшие сложности, бизнес пытается отказаться от договоренностей, что называется, «сбросить шахматы с доски».
В экономически благоприятное время, а это последние 8 лет, бизнес говорил: не вмешивайтесь в то, что мы делаем. Да, мы выплачиваем себе повышенные бонусы и огромные зарплаты топ-менеджерам. Но у нас же рынок, это наши деньги, мы взрослые... Но, заслышав о кризисе, бизнесмены оказались не большими дядями, а маленькими детьми, которых государство должно выручать. Это безответственно. Каждый несет свой чемодан. У каждой профессии существуют профессиональные риски. Риск бизнесмена в случае неблагоприятной ситуации - нести ответственность за людей, которых привлек на работу и обязался чтить права сотрудников в соответствии с Трудовым кодексом.
Кроме того, а государство где возьмет деньги на выплаты уволенным? Бизнесмены советуют - из стабфондов. Но из этого же кармана придется брать средства на помощь отраслям, которые не могут обойтись без госфинансирования, повышать зарплаты бюджетникам с 1 декабря на 30%... Теперь нам предлагают и за бизнесменов, которые неплохо живут, стабфондами расплатиться. Но финансовые запасы не бездонные.
Государство понимает, что бизнесу требуется помощь. Снижается налог на прибыль, серьезно обсуждается снижение налога на добавленную стоимость. Мы постараемся максимально сгладить возникающие перед бизнесом проблемы. Но при этом бизнес не должен терять головы и сохранять чувство меры. Одно дело, если мы относимся друг к другу по-человечески и пытаемся преодолеть кризис вместе, и совсем другое дело, если появляется подобного рода пренебрежительное отношение: попользовался человеком, а потом выкинул, как собаку, на улицу...
|