В рамках конференции «Россия, мировой кризис и ВТО» прошел семинар «Влияние мирового кризиса на социально-трудовые отношения и ответ социальных движений». Собралось больше 20 человек, что, учитывая общую немноголюдность конференции, свидетельствует об актуальности темы. Регионы: Москва, Московская область, Новосибирск, Киров, Свердловск, Тольятти. По политическим взглядам участники распределялись от анархистов до сторонников КПРФ и РКРП.
Оценивая ситуацию с занятостью, все выступающие определили ее если еще не как катастрофическую, то уж точно угрожающую катастрофой. До конца года в России предстоит расстаться с рабочим местом более чем 200 тыс. работников. Еще более миллиона могут лишиться работы в течение будущего года. Согласно прогнозам правительства, уровень безработицы в 2009 году составит 7,4 млн человек или 9,7% экономически активного населения (в т.ч. 2 млн зарегистрированных безработных). Впрочем, все расчеты, основанные на официальных данных, дают слабое преставление о масштабах явления. На каждого сокращенного официально человека приходится несколько вынужденных уйти «по собственному желанию». Массовые масштабы приобрели вынужденные отпуска и сокращенная рабочая неделя. В совокупности и в связке с кредитной удавкой, в которую попали множество семей, создается весьма взрывоопасная ситуация. Опасная - не только для властей, но и для профсоюзов, которые просто не смогут контролировать ситуацию, и для левых, чьи шансы не проиграть массы фашистам, по мере эскалации «бессмысленного и беспощадного» бунта, сильно сокращаются.
С этим согласились многие из участников. А один из выступающих обратил внимание на то, что власть тоже старается превентивно реагировать на опасность социального взрыва и готовит целый арсенал средств - от общественных приемных до «антикризисных» штабов при местных УВД. Есть и опасность использования и раздувания со стороны власти ксенофобных настроений. Так, за изгнание из страны мигрантов (всех, а отнюдь не только нелегальных) выступает теперь не только ДПНИ, но и «Единая Россия», а В.Путин уже объявил, что урезает в 2 раза им же недавно утвержденную квоту на привлечение иностранных работников.
«Стихийные бунты – путь в никуда», - резюмировала директор ИКД Карин Клеман. По ее мнению, единственный конструктивный выход - развитие профсоюзного движения. «Надо говорить людям – вступайте в профсоюз, только это может спасти».
Правда, сами профсоюзные лидеры, присутствовавшие на конференции, хотя и старались демонстрировать оптимизм, отнюдь не выглядели воодушевленными открывающимися перед ними перспективами.
Профсоюзы в числе первых оказываются под ударом в период сокращений, так как естественно, выбирая кого уволить, работодатель предпочтет освободиться от бунтарей. Это реальная проблема, с которой уже сталкиваются профактивисты на предприятиях. Спасает остающаяся пока еще в ТК норма о невозможности уволить членов выборного профсоюзного органа без согласия профсоюза.
Небольшие, но активные профсоюзы этой нормой активно пользуются, защищая свой актив таким образом (записывая в заместители и сопредседатели по максимуму членов, благо, что количественного ограничения закон не содержит). Есть и еще аргументы, почему профсоюз имеет смысл создать, пока вас еще не пришли знакомить с приказом об увольнении. Работодатель обязан проинформировать профсоюз о грядущем сокращении за 3 месяца (работника – за 2 месяца).
Согласитесь, иметь в распоряжении лишний месяц для организации каких-то ответных действий – не мало. Есть определенные права у профсоюзов и при проведении аттестации – метод, который часто используют работодатели, чтобы уволить работников.
Ну, и, в конце концов, профсоюз – единственная проверенная временем форма коллективной защиты трудовых прав. Человек, вступивший в профсоюз, может рассчитывать на поддержку не только своих товарищей на предприятии, но и общероссийских и даже международных федераций профсоюзов, кампании солидарности.
Но все это верно при одном условии – надо озаботиться защитой своих прав до того, как работодатель подпишет приказ о вашем увольнении. В противном случае, как говорится, «поздно пить боржоми, когда почки отвалились». Сообщение одного из участников о том, что в неком городе создан «профсоюз уволенных» было воспринято остальными участниками скептически. Хотя никто не стал отрицать, что каким-то образом организовывать увольняемых или уже уволенных надо. Тем более, что такие вопросы как организация общественных работ, увеличение пособия по безработице (в России оно составляет чуть больше 30 долларов, в США, для сравнения, в 10 раз больше) или отсрочка по кредитам - вопросы, в которых они заинтересованы больше других и потенциально наиболее активны. Т.е. какие-то объединения создавать надо, и центром притяжения и инкубатором для таких инициатив могут стать имеющиеся в регионах координационные советы, тем более, что во многие их них уже сейчас входят профсоюзы.
«Необходимо помочь профсоюзам и их потенциальным членам найти друг друга», - считает заместитель директора ИКД Андрей Демидов. С одной стороны, есть массовый запрос на информацию о возможностях противодействия давлению со стороны работодателя (к сожалению, часто лишь тогда, когда «гром» уже грянул), с другой - реальные профсоюзы пока еще слабо представлены в информационном пространстве. В интернете работник, набрав в поиске «защита прав при увольнении», скорее всего, наткнется лишь на рекламу платных юристов, а немало работников, особенно преклонного возраста или живущих в небольших городах, вовсе не могут использовать Интернет для поиска информации.
Сами профсоюзы, как рассказали их представители на семинаре, хотя и стараются помогать не только своим членам, но и всем обратившимся, попросту не имеют необходимых ресурсов для развертывания широкой информационной или консультационной работы. Даже если у профсоюза есть сайт в интернете с контактными данными, один штатный юрист просто не справляется с наплывом посетителей (как сказал начальник юротдела Федерации профсоюзов России Олег Бабич, количество обращений в профсоюз в связи с нарушением трудовых прав в последние месяцы выросло в 3-4 раза), а телефон постоянно перегружен.
В ходе короткого мозгового штурма было предложено начать доносить до работников информацию об их правах и способах борьбы, подключить имеющиеся активистские сети, вооружив их хорошим раздаточным материалом. Речь идет о подготовке небольшой памятки под названием «Внимание! Вас могут уволить», в которой бы кротко и в доступной форме излагались стратегии борьбы, начиная от индивидуального обращения в суд и до создания профсоюза. Как подчеркнули участники встречи, упор в такой памятке необходимо делать именно на коллективных стратегиях борьбы, поскольку индивидуальная защита после реформирования трудового законодательства и исходя из уровня коррумпированности судов – вещь не очень надежная. Такую памятку в ближайшее время обещали подготовить представители профсоюзов.
Следующий пункт – формирование кодекса антикризисных требований к власти и работодателям. Говорили о настоятельной необходимости либерализации законодательства о профсоюзах, в том числе, предоставить реальное право на забастовку. Такие поправки уже подготовлены группой ученых в рамках рабочей группы при Роструде, но «Единая Россия» и ФНПР уже объявили, что на период кризиса вносить изменения в трудовое законодательство нецелесообразно.
Кроме того, назрело принятие пакета антикризисных поправок. Например, отсрочки по кредитам или принудительный аудит и отмена коммерческой тайны тех предприятий, которые объявили о массовых сокращениях.
Как рассказал председатель профкома «Единство - АвтоВАЗ» В. Золотарев, процесс согласования таких требований с рядовыми членами профсоюза и сбора предложений уже идет. Предлагается подключиться к этому процессу и другим профсоюзам.
Однако, очевидно, что заставить правящую партию внести такие изменения можно только мощной общественной кампанией. На это обратила внимание Жизельда Лима, профсоюзный организатор из Бразилии, которая привела в пример бразильские профсоюзы, организующие 2 раза в год массовые демонстрации в поддержку своих требований. Определенный опыт проведения межрегиональных и всероссийских мероприятий у российских общественников уже есть. Получится ли что-то, по своим масштабом способное склонить работодателей и правительство к каким-то реальным шагам навстречу трудящимся, неизвестно, но то, что пробовать надо, согласились почти все.
|