|
|
|
Больше ста работников ООО «Конный завод «Фридланд-Тракенен» в Правдинске остались не у дел после того, как владельцы хозяйства решили уволить персонал.
Задолженность по зарплате здесь превышает 2 миллиона рублей. Но кто ее будет погашать? Пока этот вопрос остается без ответа.
Валентина Михайловна Кудакова о мировом финансовом кризисе еще недавно ничего толком не знала. Да и сейчас имеет смутное представление о биржевых спекуляциях и рынке ценных бумаг. Она работала на мельнице, дробила зерно для коров хозяйства «Конный завод «Фридланд-Тракенен» и была вполне счастлива, получая по местным понятиям приличную зарплату - чуть более пяти тысяч рублей. В Правдинске, где хроническая безработица давно вытолкала половину трудоспособного населения на заработки в Калининград, многие и таких денег получать не могут.
Финансовый кризис накрыл Валентину Михайловну и ее коллег по трудовому коллективу в конце лета. А может, и не было для них никакого кризиса, просто по непонятным для простого работяги причинам собственник хозяйства начал сворачивать производство.
- Нам никто толком ничего не объяснил, - жалуется Густав Шойбель, который на предприятии работал охранником. – Всех подвели под сокращение. А что там случилось – кризис какой или что другое – никто понять не может.
Густава Петровича и еще с десяток бывших работников хозяйства мы застали у проходной предприятия, куда они теперь ходят скорее по привычке - больше идти некуда.
- Жалко, что закрыли производство, поначалу так все налаживали хорошо, - вспоминает еще недавние времена доярка Юлия Меньшикова. - Завезли породистых нетелей то ли из Голландии, то ли из Германии. Начали строить коровники, поля засевать… А потом что-то там у них случилось, прежний владелец вроде бы продал хозяйство московскому олигарху, а что тот решил – непонятно. Но вот нас уволили, а денег с августа получить не можем.
Нового владельца хозяйства в Правдинске знают хорошо, даром что он москвич – Виктор Батурин заезжал в город. Даже спонсировал юбилейные торжества в честь 200-летия знаменитого сражения при Фридланде между русскими войсками и армией Наполеона. Известно, что богач и меценат Батурин неравнодушен к эпохе наполеоновских войн и охотно участвует в исторических реконструкциях. Говорят, огромные деньжищи потратил на бутафорию. У богатых свои причуды… Жители Правдинска Кудакова, Меньшикова, Шойбель и еще сто их коллег по аграрному цеху олигарха за любовь к истории не осуждают – не в их правилах считать чужие деньги, они свои получить хотят. По закону. Хотя хозяйства коренным крестьянам жалко.
- Даже кукурузу на силос не убрали, гектаров сто так в поле и осталось, - с горечью машет рукой Сергей Васильевич Стрельцов, который помнит не только «Конный завод «Фридланд-Тракенен», но и все хозяйства-предшественники, на костях которых он поднимался.
- Совхоз «Правдинский» до этого был – самый крепкий в районе, на всю область гремел, только коров дойных четыре тысячи держали, тысяч шесть пашни имели… Куда все делось?
Впрочем, этот Сергей Васильевич, бывший председатель профкома хозяйства, задает вопрос чисто риторически. Куда делось - он хорошо помнит: организовали вначале ТОО «Правдинское», потом – ООО «Правдинское молоко», потом – ООО «Сыродел»… Заварил всю эту кашу, как говорят правдинцы, экс-депутат областной думы и предприниматель Константин Хаипов. А как потом хозяйство попало в руки московского олигарха, для народа – тайна за семью печатями.
- Договорились, – таково мнение Стрельцова и его земляков. - Так и крутили, пока все не угробили, - говорит ветеран. - На моих глазах разваливали лучшее отделение в поселке Зайцево, почти новый животноводческий комплекс разобрали по плитам и продали. А ведь мы его всем миром строили!
- Да что теперь вспоминать! – горячится охранник Олег Артемов, - пусть бы деньги, которые нам причитаются, выплатили и забирали свой бизнес подальше – смотреть на это противно!
Но это Олег сгоряча.
- Больно ты резкий, - успокаивает товарища диспетчер Валентина Хирувимова и поясняет для нас: – Он ведь работает бесплатно – охраняет недостроенный коровник.
- А как все бросить, ведь за день растащат, - уже спокойнее говорит Артемов. – Жаль ведь, столько труда вложено. И куда это все теперь?
- Найдутся охотники, - беззлобно шутят его товарищи.
Конечно, жителям Правдинска и окрестных поселков несостоявшееся хозяйство жалко, ведь оно давало работу и хоть какую-то зарплату. Теперь – куда? Но обиднее всего, что с ними и разговаривать никто не хочет, включая исполнительного директора, который отмахивается:
- Я сам наемный работник и знаю не больше вашего.
А московский олигарх далеко. За пределами области, говорят, и зачинатель большого агарного проекта Константин Хаипов. Хотя какой с него теперь спрос?
- Сейчас не до хорошего, деньги свои хотим получить, посоветуйте – как? – подступил к корреспондентам «Калининградской правды» инженер по технике безопасности Валерий Зубарев.
И упреждая ответ, сообщил, что в прокуратуре и у мирового судьи они уже были – не помогло.
- Мы пытались помочь людям, - говорит прокурор района Мурат Тлеуважуков, - 107 человек потеряли работу, для района это очень много. Мы обратились к мировому судье, но он отказал.
Обращалась к мировому судье прокуратура, писали исковые заявления о взыскании заработной платы и сами страдальцы. На одно такое исковое заявление бывшего сторожа хозяйства Татьяны Хатовой мировой судья М. Евмушков ответил, что «с этим заявлением следует обратиться в Правдинский районный суд».
- Чтобы во всем этом разобраться, надо нанять толкового юриста, а у нас и денег-то нет, - разводит руками Сергей Стрельцов. - Тут люди на хлеб рубли занимают, не до судебной тяжбы. А время идет – пока это районный суд рассмотрит…
Для районного руководства ситуация на конезаводе давно стала головной болью.
- А как все хорошо начиналось! – вспоминает начальник районного управления сельского хозяйства Тамара Лапина – Нам бы такое хозяйство очень пригодилось – сколько рабочих мест сразу открылось! Но не получилось что-то у его хозяев, а мы вмешаться не можем – это частное предприятие. Людей вот только жаль. Куда они теперь? Устроиться тем, кому за сорок, а таких там большинство, сегодня в районе очень трудно.
Непонятно, чем закончится эта история, ведь за хозяйством остались огромные долги...
|