|
|
|
Поздравить я вас уже поздравил. Мне, к сожалению, нужно будет сейчас уйти, поработать по своей собственной программе. Но перед тем как покинуть этот зал, хочу сказать, что действительно перед нами с вами стоят очень сложные задачи. Они сложны потому, что нам с вами всегда нужно найти такой компромисс в решении сложных проблем, который вёл бы нас к развитию, как сейчас коллега выступавшая сказала.
Вот говорили об оборонке. Конечно, хорошая была. Она со своими проблемами, но тем не менее в тех условиях была создана неплохая система социальной защиты в советские времена. Собственно говоря, в основном профсоюзы и предприятия тащили на себе всю социалку.
Но что такое предприятие? Это государство. В тех условиях предприятие - это государство. В сегодняшних - это не так. Как правило, не так. И сегодня, в условиях кризиса особенно, на примере, допустим, не оборонной, а автомобильной промышленности. Мы помогли ВАЗу забрали у него объекты социального назначения и для ВАЗа это дополнительная помощь и поддержка. Потому что иначе он должен был бы тратить миллиарды рублей на содержание этих учреждений (просто в кризис это становится наиболее понятно), а значит, он просто должен был бы уволить, чтобы остаться на плаву и не закрыться совсем, энное количество работников. Просто уволить. И мы пошли на то, что эти сотни миллионов дали ему просто из госбюджета, по разным каналам, но, по сути, просто из федерального бюджета дали и всё.
А что говорить о тех предприятиях, где государство совсем не присутствует? А таких у нас очень много, большинство. Это правило, конечно, на сегодняшний день не может носить универсального характера - взять и всё сбросить. И более того, если что-то отдается в муниципалитеты, на региональный уровень, это должно делаться при сопровождении соответствующего финансирования с регионального либо с федерального уровня. Все должно делаться постепенно, спокойно, с обеспечением как минимум прежнего уровня обслуживания, а, может быть и желательно, с увеличением уровня обслуживания. И конечно, и государство, и профсоюзы за этим должны самым внимательным образом наблюдать.
То же самое касается и МРОТа, и индексации заработной платы, различных пособий, в том числе пособий по безработице.
Когда начался кризис, мы с вами - я говорю именно мы с вами, потому что это делали мы как раз в тесном контакте с профсоюзами - договорились о резком подъёме (относительно резком), но тем не менее по тем меркам, которыми мы оперируем, по тем цифрам, которыми мы оперируем, значительном повышении пособия по безработице.
Я не буду скрывать, многие руководители регионов, губернаторы говорили: «У нас сразу появились люди, которые и раньше не работали, но пришли за этим пособием». Я, кстати говоря, не считаю, что это плохо, пусть люди хоть это получат. Но постоянно автоматом накручивать это пособие - это надо подумать. Как мы стимулируем рынок труда? Как мы здесь работаем? Каких целей мы достигаем? Или может быть нам выработать другие пути? Может быть, не менее эффективные и менее затратные, но дающие позитивный результат для граждан. Куда направить эти деньги - федеральные бюджетные деньги в данном случае? Также и по очень многим другим составляющим.
Я когда выступал, говорил, что если мы не разработаем такого механизма (собственно, мы его разработали, его надо только совершенствовать), механизма взаимодействия с профсоюзами при определении наиболее эффективных путей решения тех или иных проблем, то ведь мы можем попасть в ситуацию западноевропейских стран. Они переносят и переносят производство за границу, переносят и переносят, и не остановить никак процесс. Скоро всё производство будет в Китае и Индии, даже уже высокотехнологичное. Потому что стоимость рабочей силы там по сравнению с европейской и американской несопоставима, а уровень квалификации растёт.
И здесь нам с вами нужен аккуратный баланс и ограничительные меры нужны какие-то для бизнеса. Я с этим полностью согласен. Им только дай пальчик - Александр Николаевич (А.Н.Шохин, глава РСПП) пусть на меня не сердится, - и до локтя могут отхватить ручонку-то. Повнимательнее надо к этому подходить, но и нельзя порождать иждивенчество с другой стороны. Это тонкий вопрос.
Мы с вами в целом выработали хорошо функционирующий механизм согласования позиций. И я очень рассчитываю на то, что мы в таком контексте дальше и будем двигаться.
Опять вернёмся к оборонке. Ведь тоже в контакте с профсоюзными организациями многие вопросы решали. И не только по соображениям безопасности, хотя это очень важно, и обороноспособности, но и имея в виду, что это напрямую государственная ответственность. В условиях кризиса мы оборонке дали даже больше средств, чем другим отраслям.
Общее падение производства в реальном секторе было почти до 10% (9,8%), а в оборонке подъём - 7%, а в ракетостроении - 17%, по-моему, даже. Я боюсь ошибиться в цифрах, но такие примерно цифры. Это результат поддержки государства. И именно потому, что вопрос не только, как я сказал, обороноспособности, но и прямой ответственности государства.
В любом случае, мы с вами прямые, естественные партнёры, потому что, как здесь было правильно сказано, наша общая задача, задача государства, Правительства и профсоюзов - улучшить жизнь наших граждан, качество жизни каждого конкретного российского гражданина.
Я хочу вас поблагодарить за совместную работу последних лет и пожелать вам успехов. Спасибо вам большое.
Вы знаете, мне альбом подарил Михаил Викторович. Смотрю здесь написано: «Ельцина и его Правительство - в отставку!» и как-то расстроился.
М.В.Шмаков: Было такое.
В.В.Путин: Потом посмотрел - 1997 год, и успокоился.
Всего доброго. Спасибо вам большое!
|