|
|
|
Летному и инженерно-техническому составу авиакомпании «Москва» стоит серьезно призадуматься. На днях гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов заявил, что берет на себя социальные обязательства перед частью персонала «Москвы», которая на этой неделе прекратила работу, а на ее рынок зашла «ЮТэйр». Правда, в самой авиакомпании из УрФО – далеко не все гладко. Работники жалуются на отсутствие нормального профсоюза, который помог бы им бороться за адекватный коллективный договор и индексацию заработной платы. Сотрудники группы компаний «ЮТэйр» пишут обращения, идут в суды и разрабатывают план того, как заставить работодателя соблюдать их права.
О том, что в авиакомпании «ЮТэйр» и ее дочерних предприятиях не соблюдаются права работников и царит сложная психологическая атмосфера, говорят давно. А на днях в редакцию одного из СМИ поступили документы, которые напрямую доказывают это. Так, коллектив инженеров и авиатехников ООО «ЮТэйр-Техник» (занимается обслуживанием воздушных судов в аэропортах Тюмени, Сургута, Москвы, Уфы и других) направили обращение на имя нового гендиректора этой «дочки» Мейрамхана Бекмуханбетова (прежний был дисквалифицирован).
«Просим вас привести заработную плату в соответствие с пунктом 5.1 соглашения между работниками и работодателями обществ группы «ЮТэйр» на 2010-2013 годы. В данном пункте говорится, что «минимальный размер оплаты труда в регионах расположения обществ группы не должен быть ниже прожиточного минимума в данном регионе…» На 1 января 2011 года прожиточный минимум для трудоспособного населения постановлением губернатора Тюменской области составляет в регионе 5 тыс. 990 рублей, что в 1,38 раза выше того уровня, который указан в качестве базы для определения окладов тюменских работников «ЮТэйр» - 4 тыс. 330 рублей», - говорится в обращении тюменского коллектива «ЮТэйр-Техник».
Работники убедительно просят Бекмуханбетова обеспечить реальное содержание их заработных плат в соответствии с Трудовым кодексом, так как в период с января 2008 года по январь 2011 года инфляция потребительских цен снизила уровень зарплат нарастающим итогом в 1,38 раза. «Просим вас внести соответствующие изменения в коллективный договор и установить требуемый уровень ставки первого разряда и стоимость человеко-часа для расчета наших зарплат», сказано в документе.
Вообще конфликт в «ЮТэйр-Техник», да и во всей авиакомпании, обострился еще в 2008 году, когда активные представители трудового коллектива и профсоюзов предложили рассмотреть вопрос об индексировании зарплаты, тем более что у диспетчеров «Аэронавигации» такой механизм существует и им летом каждого года ровно на уровень инфляции поднимают зарплату. Однако эти попытки не увенчались успехом: вопрос по индексации зарплаты при заключении коллективного договора был вынесен в протокол разногласий.
Этот момент с юридической точки зрения помогает «ЮТэйр-Техник» выигрывать суды с работниками. Так, например, произошло с одним из инженеров предприятия Александром Криволаповым, который решился на судебную тяжбу с компанией.
Александр Криволапов требовал от ООО «ЮТэйр-Техник», где работает с 13 ноября 2007 года, индексации заработной платы, взыскания компенсации за несвоевременную выплату проиндексированной зарплаты и компенсации морального вреда. Свои требования он мотивировал тем, что при заключении трудового договора в 2007 году ему не был установлен оклад. В последующем было заключено дополнительное соглашение от 23 января 2008 года, которым установлена изменяемая и не изменяемая часть оклада в размере 9 тыс. 58 рублей. Из справок 2-НДФЛ инженеру стало известно, что его доход за 2009 год на 8 тыс. 459,69 рубля меньше, чем в 2008 году. По мнению истца, ООО «ЮТэйр-Техник» не производило индексацию зарплаты, нарушая Трудовой кодекс. Криволапов обращался к работодателю с соответствующим заявлением, но ему было отказано.
В связи с этим Александр Криволапов просил суд взыскать с ООО «ЮТэйр-Техник» задолженность за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года и по состоянию на 15 октября 2010 года (в связи с задержкой выплат) на сумму в 77 тыс. 641,48 рубля, а также компенсацию морального вреда в размере 1 тыс. рублей.
Однако Калининский суд Тюмени в декабре 2010 года отказал инженеру, так как на процессе юристы ООО «Ютэйр-Техник» пояснили, что в компании есть коллективный договор, заключенный работниками в августе 2008 года, однако соглашение относительно порядка индексации зарплаты между сотрудниками и работодателем не достигнуто и данный вопрос вынесен в протокол разногласий, следует из решения суда.
Александр Криволапов подал кассационную жалобу. Дата ее рассмотрения пока не известна.
Связаться с гендиректором ООО «ЮТэйр-Техник» Мейрамханом Бекмуханбетовым для получения комментария сегодня не удалось: в настоящее время он находится за границей. Но в коллективе компании надеются, что он пойдет навстречу работникам. В противном случае работники намерены начать новый виток переговоров по отмене положения по оплате труда, которое не является частью коллективного договора и выведено в разряд локально-нормативного акта. Также активисты «ЮТэйр» ставят задачу по ликвидации «карманного» профсоюза авиакомпании и созданию своего, не зависимого от работодателя, профсоюза.
|