|
|
|
Похоже, в самое ближайшее время нас всех ждут изменения трудового законодательства, о необходимости которых уже давно говорится на самых разных уровнях. Профсоюзы требуют обеспечить социальные гарантии для работников, российские промышленники предлагают, напротив, сориентировать новый Трудовой кодекс в сторону интересов большого бизнеса. Проблема – пока! – заморожена, но можно не сомневаться, что после думских и президентских выборов вопрос будет поднят вновь. О том, чего нам ждать от нового ТК, и о перспективах профсоюзного движения в стране и в городе мы говорили с председателем Координационного совета профорганизаций Находки, председателем первичной профсоюзной организации работников водного транспорта ОАО ««Находкинский морской торговый порт» Александром Тихоновым.
Александр Иванович, неужели Трудовой кодекс настолько устарел, что нуждается в кардинальном изменении?
Скорее, в устранении «пробелов» и изменении некоторых статей, которые сегодня можно толковать двояко. Дело в том, что хотя современный ТК, действующий с 2002 года, во многом направлен на соблюдение прав рядового рабочего, но за 10 лет изменилась полярность применения некоторых важных статей закона. Если раньше ТК работал на человека труда и профсоюзы, даже небольшие, могли потребовать у работодателя исполнения закона в пользу работника, а в случае необходимости добиться этого с помощью административных органов – судов, прокуратуры и государственной инспекции, то сегодня сделать это не так просто. Мало того, за последние 2-3 года практика применения ТК резко повернулась в сторону бизнеса – крупного налогоплательщика. Вроде бы закон не изменился, но работает он теперь на работодателя, а не на работника. Поэтому добиваться внесения изменений в ТК нужно, но отнюдь не тем путем, который предлагает олигарх Михаил Прохоров. А предлагается полностью отменить существующее трудовое законодательство и принять новое.
Сегодня, мол, люди хотят работать больше, чтобы больше зарабатывать и лучше жить. Давайте предоставим им возможность трудиться по 60 часов в неделю вместо 40! Давайте разрешим работодателю увольнять подчиненных просто так – не объясняя причин и не предупреждая заранее, это упростит систему найма работников. И так далее, и тому подобное. Якобы эти меры помогут создать в России цивилизованный рынок труда. Но дело в том, что в этом случае простой человек останется беззащитным перед бизнесом! Нельзя допустить отмены действующего ТК и принятия нового!
Так что же делать, если современный ТК во многом и так не защищает работника?
Изменить его. В целом-то этот документ достаточно взвешенный и вменяемый, но некоторые статьи стоило бы переработать с учетом накопленного практического опыта. Например, четко обозначить понятие минимального размера оплаты труда. Профсоюзы трактовали и будут трактовать МРОТ как нижний предел вознаграждения работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Тогда как работодатель считает, что МРОТ – это вся зарплата, которую получает человек на предприятии, включая сюда и выплаты, и премии … Профсоюзы обращались за разъяснением в Президиум Верховного Суда РФ. Вначале его позиция совпадала с профсоюзной, но потом свои разъяснения Президиум Верховного Суда РФ отозвал.
Когда Трудовой кодекс принимался в 2002 году, в нем было прописано, что базовые оклады, размеры тарифных ставок 1-го разряда тарифной рабочей сетки устанавливаются не ниже уровня МРОТа. То есть работник 1-го разряда – например, уборщица, - получала базовый оклад не ниже размера МРОТа плюс дополнительно стимулирующие и компенсационные выплаты. Потом данную статью отменили.
Ведь если принять наши предложения, то заработки серьезно возрастут! И зачем тогда вводить 60-часовую рабочую неделю? Мало того, мы добиваемся, чтобы МРОТ соответствовал прожиточному минимуму, поскольку сейчас он значительно ниже. Вообще, стоит отметить, что человеческий труд в России сегодня катастрофически недооценен…
Оплата труда - тема для многих животрепещущая, хотелось бы получать побольше и иметь гарантии, что зарплата будет хотя бы компенсироваться с учетом инфляции. Как этого добиться?
Заключить с работодателем коллективный договор, в котором четко прописать все эти пункты. Но для этого нужно иметь сильную профсоюзную организацию, объединяющую 50% работников. А это ведь не так просто! Сегодня доходит до того, что на одном предприятии могут трудиться люди, состоящие в двух разных профобъединениях, плюс те, кто вообще старается держаться от профсоюзного движения подальше. И таких много, уверяю вас! В результате, когда приходит время заключать коллективный договор, на предприятиях, где в профсоюзе состоят менее половины трудового коллектива или его нет совсем, руководитель собирает конференцию работников, предлагает в качестве разработчиков своих людей. Народ голосует – ему по большому счету все равно. И получается, что колдоговор со стороны руководства подписывает генеральный директор, а со стороны трудового коллектива – его заместитель. И все законно! Вот только работники по этому документу, вполне возможно, не получат ничего, потому что в нем указывается, что все компенсации и социальные выплаты будут назначаться, исходя из финансовых возможностей предприятия. А реальность у нас такова, что никто их никогда так и не увидит!
Что еще нужно менять в ТК?
Ввести запрет на использование заемного труда. Есть такая лазейка у работодателя! Например, когда за штат выводятся самые низкооплачиваемые должности – уборщицы, дворники… Создается некая фирма, в которую переводят этих работников, а уж она по договору оказывает предприятию услуги по наведению чистоты. Люди при этом не имеют коллективного договора, а значит, ни компенсационных выплат, ни индексации зарплаты, ни социального обеспечения… Ну, а хозяину, уволившему этих работников, дополнительная выгода, поскольку он, не ударив пальцем о палец и не потратив ни копейки, одним росчерком пера увеличил у себя в фирме среднестатистическую зарплату, а значит, поднял ее рейтинг!
Теперь коснемся забастовки – это крайняя мера, на которую может пойти коллектив, добиваясь своих прав. Провести ее сегодня теоретически, конечно, можно, но при этом придется соблюсти столько процедур, что в реальности стачка превращается в нечто маловероятное. То есть у профсоюза выбито из рук самое верное оружие. Необходимо изменение забастовочного законодательства, чтобы ускорить согласительные мероприятия.
Вы отметили, что в новом ТК предлагается ввести упрощенную систему увольнения. К чему это может привести?
Ни к чему хорошему. По действующему кодексу распрощаться с работником в две секунды нельзя – надо выполнить определенные процедуры, предупредить его заранее. А если такая возможность будет? В первую очередь за воротами окажутся профсоюзные лидеры. Естественно, хозяевам они не нужны, к чему им люди, которые борются за права простых рабочих? Впрочем, в существующем ТК такая возможность защиты профактивистов уже есть, статья 374 предусматривает, что уволить профсоюзного деятеля можно только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа. Но вот только Конституционный суд РФ впоследствии разъяснил, что оставить профактивиста можно будет только в том случае, если будет доказано, что уволен он именно за свою профсоюзную деятельность, а не в связи с производственной необходимостью. А попробуй, докажи, что увольнение носит дискриминационный характер, т. е. работодатель преследует данного работника по причине его профсоюзной деятельности! Это практически невозможно. Поэтому необходимо в ТК предусмотреть защиту от необоснованных увольнений для неосвобожденных профлидеров.
Кое-кто из либеральных политиков и финансистов предлагает вообще отменить трудовое законодательство, мол, работник и хозяин сами как-нибудь договорятся…
Сегодня уже применяется практика, когда договоры с работником заключаются исходя не из ТК, а из Гражданского кодекса. В этом случае человек выступает уже не как рабочий и член коллектива, а как некий индивидуальный предприниматель, согласившийся за плату сделать то, что требует заказчик. Получается, что руководство предприятия вообще не несет за него ответственности ни в плане охраны труда, ни в плане социального обеспечения и страховых выплат. И такая практика уже применяется, в том числе и у нас в Находке! А все почему? Потому что нет органа, который заступился бы за рабочих. Мало того, когда молодежь сейчас приходит на предприятия, многие не знают ни о своих трудовых правах, ни о существовании профессиональных объединений и их необходимости. А отдельная часть работников старается выйти из профсоюзов.
Так что надо исключать распространения гражданско-правовых договоров на фактические регулярные трудовые отношения.
Почему же сложилась такая ситуация?
Вероятно, дело в том, что во времена СССР профсоюзы не столько защищали рабочих – в этом не было острой необходимости, сколько помогали с распределением социальных благ: путевок в санатории и пионерлагеря, подарков к праздникам и так далее. Часть работников до сих пор считает, что раз они вносят 1% своей зарплаты в профсоюз, то должны получить эти деньги назад в виде какой-то материальной выгоды. Но ведь сегодня ситуация изменилась в корне! Сейчас профсоюзы нацелены на внесение изменений в трудовое законодательство в интересах работников. Борьба за улучшение трудового законодательства была и остается одним из коренных направлений деятельности профсоюзов. Попытки сознательного занижения норм ТК следуют регулярно. Профсоюз - это постоянная борьба за права рабочих, за зарплату, рабочее место, достойные условия труда, за полноценное духовное развитие всеми доступными законными методами, и никто не принесет нам победу на пресловутом блюдечке с голубой каемочкой. Только наша солидарность является тому основой. Без борьбы нет победы!
|