|
|
|
С 20 по 25 апреля в российских городах проходили акции протеста родительских, общественных и профсоюзных организаций против коммерциализации школьного образования. В стране закрываются центры дополнительного образования, а обучение в обычных школах без дополнительной платы становится практически невозможным. Особенно заметна деформация российского образования тем, кто видел, как в лучшие советские времена школьник не встречал барьеров на пути к знаниям.
В эти дни в городах России: Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Саратове и др. – прошли акции протеста общественных, родительских и профсоюзных организаций. Причина недовольства – нормы федерального закона 83-ФЗ, который изменил правовой статус школ как государственных учреждений. В июле этого года заканчивается переходный период, и спорные нормы закона начнут действовать по всей стране.
По новым правилам бюджетные учреждения будут финансироваться не по смете, а в рамках индивидуального государственного задания. В госзадание входит фиксированный набор услуг, стандарт или минимум, который государство готово субсидировать. Бюджетные учреждения – а речь идет о детских садах, школах, поликлиниках, больницах, музеях, библиотеках и т.д. – переходят в режим полного или частичного самофинансирования. Бюджетное финансирование школ становится нормативно-подушевым, привязанным к ученику. Механизм прост: мало учеников – мало субсидий. Если школа не справляется, то ей предлагается заняться бизнесом. Конечно, школы не могут сделать все уроки платными, в рамках образовательного стандарта они обязаны проводить занятия бесплатно. Однако эта система создает очевидные стимулы для снижения качества бесплатных уроков: чем меньше ученик получил знаний на бесплатных уроках, тем больше шансов, что ему потребуются дополнительные платные занятия. Еще один дефект закона: он делает нерентабельными школы в малых населенных пунктах, которые теперь должны быть закрыты.
Страхи по поводу коммерциализации образования, судя по всему, начали оправдываться. Первые жертвы закона – муниципальные учреждения дополнительного детского образования: музыкальные школы, спортивные секции, театральные кружки, художественные студии. «В Москве за последние полтора года закрылись более 55 муниципальных учреждений детского дополнительного образования. Это большая цифра, если учесть, что в каждом районе Москвы работает от 4 до 10 таких учреждений. В регионах ситуация еще хуже, – сообщила «НГ» председатель Социал-демократического союза женщин России Наталия Великая. – За последние два года стоимость услуг в учреждениях дополнительного детского образования выросла в России примерно на 30%». Муниципальные учреждения дополнительного образования в отличие от коммерческих брали за занятия более или менее приемлемую плату. Однако с принятием закона они были вынуждены либо поднять цены до уровня коммерческих, либо закрыться. Этой проблеме был посвящен прошедший в понедельник в Москве круглый стол преподавателей, общественных организаций и муниципальных депутатов.
Россия, согласно Конституции РФ, – это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако Конституция с каждым годом все дальше от реальной жизни. Наталия Великая отмечает, что на практике условия доступа к образованию, науке и культуре ухудшаются.
Коммерциализация общеобразовательных школ затрагивает почти всех. «Подготовку дошкольников к первому классу сделали платной во многих школах. В советских школах это было бесплатным», – замечает один из организаторов протестного митинга в Москве, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. То же самое касается занятий в неурочное время.
Если семья не хочет или не может платить школе, то это скажется на успеваемости ребенка, говорит Демидов. Система школьного образования выстроена таким образом, что иногда без репетитора или дополнительных занятий не обойтись. Заметим, что именно эти дополнительные часы как раз и могут стать для школ важным источником доходов, а для некоторых семей – непозволительной роскошью.
«Ситуация, когда за 45 минут надо научить 25–27 детей в классе, не располагает к индивидуальному подходу. Страдают от этого прежде всего отстающие. Отставание критично в сферах, где нужно систематически усваивать большие объемы информации – это языки, естественно-научные предметы, – поясняет Демидов. – Если администрация установит план по платным услугам, то преподавателей заставят стимулировать дополнительные платные занятия. Для этого достаточно, например, ужесточить критерии оценки знаний, и в результате большинство детей окажутся неуспевающими без всякой вины учителя».
Дополнительная нагрузка на семейный бюджет – это вина даже не школьной администрации, а реформированной системы финансирования школ, комментирует гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. Основная услуга – преподавание – сегодня остается в стране бесплатной, платить же родителям приходится за условия, в которых протекает преподавание, и за его качество, замечает Кухарский. Так, в некоторых школах родителям иногда приходится самостоятельно покупать почти все учебники, так как самой школе это не по карману, приводит пример эксперт.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева указывает на то, что слишком большое количество навязанных ученику платных дополнительных часов – повод обратиться в вышестоящие инстанции. «Если учебный процесс невозможен без дополнительных занятий, то, значит, преподаватель на уроках не успевает дать детям весь положенный материал, а это является формальным поводом для жалобы в районный отдел образования. Грамотно составленный запрос в надзорные органы подразумевает обязательный ответ, то есть ситуация обязательно должна быть официально рассмотрена. Еще более эффективным является коллективное обращение. Конечно, это отнимет у родителей время. Есть также риск, что возникнут конфликты с руководством школы и другими родителями. Естественно, не каждый готов пойти на это. Поэтому почти все просто продолжают платить». Автор: Башкатова Анастасия
|