|
|
|
Режиссер Светлана Баскова, автор "Зеленого слоника", "Головы" и "Пяти бутылок водки", показала в конкурсе проходящего с 3 по 10 июня фестиваля "Кинотавр" фильм "За Маркса...", где рабочие литейного цеха создают независимый профсоюз против желания владельца завода.
Во многом это арт-проект: в качестве продюсера выступил художник, теоретик и куратор Анатолий Осмоловский, объединившийся с Андреем Сильвестровым и Глебом Алейниковым, в главной роли снялся художник и артист Сергей Пахомов (Пахом). Он играет профсоюзного активиста, на глазах у которого расстреливают всех друзей по приказу хозяина предприятия, чью роль исполнил постоянно снимающийся у Басковой Владимир Епифанцев.
"Это драматическая история человека, который выбирает между жизнью и смертью, но его выбор - вынужденный: он связан с социальными проблемами, имеющимися в государстве. Он боролся за чувство собственного достоинства, за свои права и права рабочих, и такая расплата связана исключительно с этой борьбой, которая не воспринимается работодателями и не защищена государственными институциями", - рассказала Баскова.
В фильме рабочие ведут беседы о фильмах Годара и Аскольдова, а также о переписке Белинского с Гоголем, что может показаться сюжетной натяжкой, но на самом деле основано на реальных исследованиях режиссера.
"Я была в Липецке - там есть такое движение с красивым названием "Освобождение труда", такая группа была еще в XIX веке. У них реально есть киноклуб, выделили маленькую комнатку в Доме культуры, они там сидят, закрывают шторы и раз в неделю с небольшого проектора смотрят фильмы на политические темы, которые были и у Годара, и у Фассбиндера. Когда я там была, смотрели "Рабочий класс идет в рай" итальянского режиссера Элио Петри, а после показа у них обсуждение", - объясняет режиссер.
Интерьеры цехов и проходных также абсолютно реальны: по словам Басковой, фильм "снимали в литейном цеху, там правда так и обстоят дела, это не стилизация под советское кино". Съемки проходили в Череповце, Нижнем Новгороде, Ярославле и московском заводе ЗИЛ и начались во время кризиса, в 2010 году, когда, по словам Басковой, "людям снижали зарплаты до того, что они не знали, платить им за квартиру или есть на эти деньги". "Единственный искренний ответ, как мне показалось, в такой ситуации дают независимые профсоюзы, я увидела там какую-то искренность и честность", - признается режиссер.
"В фильме нет ни секунды стеба, это прямое высказывание", - подчеркивает Андрей Сильвестров, поясняя, что название фильма является тостом.
"Люди почему-то уверены, что рабочая среда - это среда опустившихся алкоголиков, которые после смены должны засосать бутылку портвейна. В 1989 году я работал на заводе слесарем, так вот, мой наставник со мной обсуждал Борхеса, и я от него впервые услышал слово "постмодернизм". Миф о рабочих как о лузерах и алкоголиках - это созданная за 20 лет машина пропаганды и выдавливания", - заявляет Осмоловский.
Правда, признает он, "миф обладает серьезными возможностями превращаться в реальность".
"Мы все подвержены колоссальной волне невежества", - признает Виктор Сергачев, актер из "Трех тополей на Плющихе", сыгравший у Басковой отца заводовладельца. По его мнению, "государство не может жить без профсоюзов - это глубокая политика, которая касается всех".
"Радикальные опыты у меня уже были, сейчас требуется другое высказывание, серьезный анализ. Я тоже повзрослела и сделала фильм для широкой публики", - признается Баскова, чьи предыдущие фильмы действительно были экспериментальными и альтернативными.
|