|
|
|
Каждый месяц 18-е число для 53-х человек — это черный день в календаре. Еще 14 «отмечают» свое второе рождение. Ровно полгода назад, 18 декабря 2011-го, в Охотском море во время шторма затонула буровая платформа «Кольская». На борту судна было 67 человек, лишь 14 удалось спастись. Эта трагедия объединила не только северян (среди пострадавших были 36 жителей Мурманской области), но и магаданцев, сахалинцев, у которых на борту платформы были друзья и родные. Родственники продолжают искать новые подробности трагедии и своих близких, которые до сих пор считаются без вести пропавшими.
«Их надо судить, а не снимать с должности!»
Еще 10 мая были опубликованы результаты расследования Ространснадзором причин крушения «Кольской». Эксперты считают, что причастны к трагедии трое работников АМНГР: и. о. гендиректора АМНГР Юрий Мелехов, его замы Василий Васецкий и Борис Лихван. Удивительно, но в этот список не попал главный инженер Леонид Бордзиловский, который в день аварии держал связь с экипажем и тоже давал распоряжения.
Впрочем, еще в марте Василий Васецкий, по итогам ведомственного расследования, был уволен, а Борис Лихван получил выговор. В июне кадровый вопрос решили кардинально.
- Юрий Станиславович Мелехов больше у нас не исполняющий обязанности генерального директора. Он снят с этой должности по решению совета директоров. Сейчас у нас генеральный директор - Виктор Витальевич Шевчук. Но он сейчас в командировке, поэтому исполняющий обязанности — Виктор Андреевич Болод, - рассказала пресс-секретарь АМНГР Виктория Третьякова. - А Леонид Бордзиловский у нас в пятницу, 15 июня, последний день работал. Он решил уволиться по собственному желанию.
Виктор Шевчук родился в 1956 году. Имеет высшее профессиональное образование, в 1978 году окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина по специальности – разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. После чего занимал руководящие должности на небольших добывающих предприятиях, в том числе в конце 1980-х был гендиректором ВО «Зарубежнефть». С 2007-го года - гендиректором ЗАО «Черноморнефтегаз». В открытых источниках в последний раз он упоминается в апреле 2009 года, как президент ОАО «Московская нефтегазовая компания». Виктор Болод с 1985-го года работает в АМНГР в должности заместителя гендиректора.
Но родственники погибших на «Кольской» не особо радуются таким кадровым перестановкам.
- Их надо судить, а не снимать с должности! Они найдут, куда устроиться после этого, - считает Дмитрий Свистунов, сын судового врача Николая Свистунова, пропавшего на буровой.
Обещанного год ждут
В конце декабря восьмерых моряков-северян с буровой похоронили на родине. Организовала похороны АМНГР. В это же время руководство предприятия приняло решение о возведении на кладбище в ближайшее время стелы. Однако памятника на кладбище в Мурмашах до сих пор нет. Почему? - недоумевают родственники погибших.
- Памятники ставят после года, потому что земле нужно осесть. К годовщине стела и появится, - говорит Таисия Цветкова, главный бухгалтер профкома АМНГР. - К тому же, я знаю, что сами родственники до сих пор не определились с местом: одни хотят у храма Спаса на Водах, другие — на кладбище.
Однако, по словам Натальи Дмитриевой, дочери ответственного за буксировку СПБУ «Кольская» Михаила Терсина (он тоже пропал во время ЧП), родственники давно уже говорили представителям АМНГР о своих желаниях - на кладбище должна быть установлена плита со всеми фамилиями, а у церкви - памятник. Ничего этого нет, хотя АМНГР собрала около миллиона рублей жертвам «Кольской». Объявление о перечислениях на счет компании АМНГР опубликовала на своем сайте 20 декабря.
- Причем не на благотворительный счет, как делается в таких случаях, а на свой! - Возмущается Дмитрий Свистунов.
- Очень интересно - где эти деньги? - вопрошает Наталья Дмитриева. - Я точно знаю, что они собраны, поскольку лично присутствовала на заседании профсоюзов, где были руководство АМНГР и зам губернатора области Людмила Чистова. Тогда нас спрашивали, как потратить деньги. Мы сначала предложили поровну разделить их между пострадавшими и семьями погибших. Получалось примерно по 15 тысяч. Потом предложили потратить эти деньги на аллею на кладбище. Облагородить ее, посадить там елочки. Но до сих пор ничего не сделано.
- По поводу стелы со мной говорили еще в январе представители соцслужбы, речь шла о согласии семьи о внесении в список погибших, и производиться будет все за счет АМНГР. Открытие предполагалось 18 июня... - рассказала Наталья Ульянец из Белгорода. На «Кольской» пропал ее зять Тенгиз Ехваиа, старший моторист. - Позднее мне объяснили, что открытие стелы предполагается на годовщину со дня гибели, не все родственники дали свое согласие, так как еще нет документов о признании наших близких умершими.
К слову, о документах, АМНГР произвела необходимые выплаты 11 семьям погибших членов экипажа. Рассчитаться с остальными не позволил закон.
- Мы 18 июня подадим материалы в суд по тому, чтобы признали без вести пропавших погибшими, - пояснила пресс-секретарь Виктория Третьякова. - Мы еще в декабре подавали прошение, чтобы провести эту процедуру быстрее, но суд отказал. Объяснили, что нет оснований.
Минобороны поможет с вертолетом?
На трагедию откликнулись не только россияне. Уже сообщалось о том, что российские и норвежские профсоюзы собрали в мае 45 тысяч долларов на возобновление поисков 36 пропавших без вести членов экипажа СПБУ «Кольская». А главным инициатором обращения к профсоюзам стал Дмитрий Свистунов. Сделал он это на международном семинаре в Мурманске с 16-18 апреля, на котором присутствовали представители норвежских нефтегазовых профсоюзов, в частности Арне Странд из Industri Energi Statoilhydro.
- Весь день 18 апреля был посвящен гибели СПБУ «Кольская». В этот день слово было предоставлено и родственникам членов экипажа. Наталья Дмитриева демонстрировала материалы из своего фильма «Моя Кольская». А я делал доклад по необходимости и целесообразности возобновления поисковой операции, и сумел убедить собравшихся, - рассказывает Дмитрий. - На семинаре норвежцы комментировали гибель «Кольской» очень политкорректно. Они показали, как поставлена спасательная служба на шельфе у себя. Однозначно, люди бы не погибли, если бы «Кольская» затонула у берегов Норвегии!
На семинаре Дмитрий так аргументировал целесообразность возобновления поисков:
- Со слов выживших, все члены экипажа находились на палубе на момент переворота. Он произошел не мгновенно, как принято считать. С момента начала быстрого нарастания крена до того момента, когда по платформе стало невозможно ходить, прошло 5-7минут. Это все равно очень быстро для такого сооружения, как СПБУ, но все же достаточно, чтобы экипаж мог покинуть внутренние помещения платформы! Абсолютно все из находившихся на палубе были одеты в гидрокостюмы. Как следует из заключения Ространснадзора, на «Кольской» были костюмы IMPERIAL 1409 Series Immersion Suits. По спецификации они придают телу положительную плавучесть и продолжают предохранять от охлаждения, даже если наполняются водой. Исходя из этого, отсутствие 36 членов экипажа трудно объяснить.
На борту «Кольской» находилось 4 спасательных плота, к тому же «Нефтегаз»-55 и «Магадан» сбросили по одному. Однако в ходе поисково-спасательной операции было найдено только два, где же остальные? Причем известно, что все члены экипажа успели надеть гидрокостюмы, значит, у них был какой-то шанс выжить, добраться до плотов. Но поисковая операция была прекращена уже через 4 дня после гибели буровой. Однако сейчас готовится новая, но судовладелец к ней отношения не имеет.
- Возобновление поисков - это исключительно инициатива родственников. Мы посылали обращение и в АМНГР, но не были удостоены даже ответа. Похоже, они вообще устранились от всего, что касается «Кольской», - рассказал Дмитрий Свистунов. - Деньги выделены норвежскими организациями Offshoreforeningen i Seadrill и Odfjell Drilling Fagforening N. Мы выражаем им за это огромную благодарность! Кроме того, ожидаются поступления средств от Российского профессионального союза моряков, профсоюз Российского морского регистра судоходства также обещал помощь.
Вылет первого вертолета по побережью Сахалина состоится в ближайшие дни. Еще планируется пролететь над Курилами. По мнению Свистунова и других родственников, если людям с «Кольской» удалось добраться до плотиков, их под воздействием ветра и морских течений могло вынести в район островов. Но пока у организаторов новых поисков нет разрешения на облет Курил, потому что это приграничная зона. Впрочем, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и тамошний начальник МЧС обещали ходатайствовать в Минобороны с просьбой выделить Ми-8 для этих целей. Аренда вертолета на Сахалине стоит 80 000 руб./час, а на Курилах - аж до 110 000 руб./час.
- Кроме того, рассматривается вопрос об использовании спутниковых снимков побережья. Уже есть предварительная договоренность, но это стоит дороже, чем аренда вертолета, поэтому это наш запасной вариант, - говорит Дмитрий.
Настойчивость Дмитрия в проведении поисковой операции объясняется еще и тем, что 26 декабря 2011 года местные жители видели у восточного побережья Сахалина (в районе села Стародубское) спасательный плот. Примерно в это же время его матери пришла непонятная СМС с телефона пропавшего отца. Кстати, и от другого пропавшего без вести - Виталия Перкова - приходило такое же сообщение его родственникам. А в феврале был найден мотобот с «Кольской» и у курильского острова Уруп. Правда, без людей. Но родные пропавших моряков не теряют надежду найти хотя бы тела.
Дмитрий раньше жил в Австралии, а сейчас переехал в Норвегию. Это позволило ему оперативно зарегистрировать там некоммерческую ассоциацию Håp (Надежда) и открыть банковский счет. Потому что основные средства рассчитывали получить от норвежских профсоюзов, а они хотели открыть счет в своей стране. Теперь остается надеяться, что будут найдены и захоронены все пропавшие без вести. Кстати, последнее, что сообщил Дмитрий, было: «Только что было новое поступление денег на счет нашей ассоциации! Поисковая операция состоится!»
На заметку
Куда переводить деньги
Возможно, кто-то из читателей захочет пожертвовать на поисковую операцию деньги. По просьбе Дмитрия публикуем реквизиты:
Получатель: Forening "Håp" (Ассоциация "Надежда")
Org nr:998338948 (Организационный номер: 998338948)
Адрес получателя:
Skogveien 14b, Tromsdalen, 9020, Norway
Банк: FOKUS BANK
Адрес филиала банка:
Storgaten 83b, 9293, Tromsø, Norway, SWIFT code (онже БИК код): DABANO22
Расчетный счет:
Международный номер счета, или IBAN (International Bank Account Number), IBAN: NO7197311365561.
Автор: Оксана Петрова
|