|
|
|
В российском законодательстве уравняют понятия “профсоюз” и “профорганизация” и облегчат процедуру регистрации. Такие поправки к закону “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности” (“в части уточнения понятийного аппарата, а также порядка создания, реорганизации и ликвидации профсоюзов”) внес в Госдуму секретарь ГМПР Михаил Тарасенко.
Статья 3 закона “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности” (“Основные термины”) определяет значение этих терминов для целей закона. По мнению автора проекта, правовые предписания закона о профсоюзах (статьи 2, 3 и 7) позволяют сделать вывод, что на уровне организации могут создаваться первички (как правило), а могут создаваться и иные виды профорганизаций. Следовательно, понятие “профсоюз” тождественно понятию “профсоюзная организация”, так как закон не устанавливает законодательных различий между профсоюзом и различными видами профорганизаций. Однако возможность создания иных видов профорганизаций до настоящего времени не нашла своего отражения в ст. 3 закона о профсоюзах.
Законопроект призван исправить это упущение и закрепляет сложившуюся правоприменительную практику. Предлагается дополнить закон нормами, расширяющими права профсоюзов в определении своей внутренней структуры, а также облегчающими правовое положение международных профобъединений, создаваемых в РФ. Отдельные определения приводятся в соответствие с ТК РФ, с ФЗ “О некоммерческих организациях” и “Об общественных объединениях”, устраняются неточности и неоднозначное толкование норм, облегчаются требования к уставам профобъединений. Кроме того, вносятся поправки в части регистрации профсоюзов и их “закрытия” (см. справку).
Напомним, 7 мая этого года президент Дмитрий Медведев дал поручение председателю правительства по итогам состоявшегося 28 апреля заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, в котором принял участие президент Конфедерации труда России (КТР) Борис Кравченко. Поручено представить предложения по реализации рекомендаций Административного совета МОТ, данных правительству РФ по результатам рассмотрения жалобы КТР. (Рекомендации Административного совета МОТ указывают на необходимость привести законы РФ в соответствие с международными актами, регулирующими трудовые и профсоюзные права - на свободу объединения и проведение забастовки; сейчас эти права в РФ ограничены.)
Статью 7 закона о профсоюзах (о госрегистрации профсоюзов в качестве юрлиц) предлагается изложить в новой редакции. Согласно проекту госрегистрация профсоюза как юрлица “осуществляется в уведомительном порядке”. Для этого в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции, собрания) в уполномоченный госорган (его территориальный “аналог”) представляются документы: “подлинники (нотариально удостоверенные копии) уставов, заверенные председателями профсоюзов копии протоколов съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, утверждении уставов, избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов, списков участников съездов (конференций, собраний)”. Международное объединение (ассоциация) профсоюзов представляет документы на иностранном языке с заверенным переводом, подтверждающие статус профструктуры, а также учредительные документы (устав, договор), протокол уполномоченного органа с решением о его создании и избрании представителей на учредительный съезд. По получении документы вносятся в единый госреестр юридических лиц, а регистрирующий орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе в список. Госорганы не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации. Профсоюзы вправе не регистрироваться, но в этом случае они не приобретают прав юрлица. Госрегистрация первички в качестве юрлица может осуществляться также по представлению уполномоченного лица профсоюза (вышестоящего структурного подразделения). Изменения, вносимые в уставы профсоюзов, подлежат госрегистрации в том же порядке и в те же сроки, что и госрегистрация профсоюзов, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации. Отказ в госрегистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами в суд.
Статью 10 (реорганизация; прекращение, приостановка, запрещение, ликвидация профсоюза, в том числе как юрлица) изложат в новой редакции. Госрегистрация ликвидации профсоюза и госрегистрация профсоюза, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, с учетом особенностей, установленных в законе о профсоюзах. Сведения и документы, необходимые для госрегистрации в связи с ликвидацией профсоюза, представляются в орган, которым был выдан документ о госрегистрации. Документы, необходимые для регистрации профсоюза, в том числе создаваемого путем реорганизации, представляются в орган госрегистрации или его территориальные органы. Порядок представления таких документов определяется уполномоченным госорганом. При получении документов, необходимых для регистрации, в том числе в случае создания профсоюза путем реорганизации, госорган (территориальный орган) фиксирует это в госреестре юрлиц. На основании представленных сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган за срок до 5 рабочих дней со дня их получения вносит в единый госреестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее следующего рабочего дня сообщает об этом “по линии”. Если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, уставам субъектов РФ, федеральным законам, она может быть “приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением соответствующего суда по заявлению прокурора”. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению иных органов не допускается. Деятельность профсоюза может быть приостановлена (запрещена) и “по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности”.
Комментарий
Михаил Тарасенко, координатор межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профдвижением “Солидарность”:
- Необходимость совершенствования понятийного аппарата в законе о профсоюзах обусловлена рядом проблем, возникающих на практике. Нередко высказывается мнение о том, что точное следование основным понятиям (ст. 3 закона о профсоюзах) в их взаимосвязи с нормами ТК РФ и других законов усложняет как процедуру госрегистрации профсоюзов, профобъединений, отдельных видов профорганизаций, так и их последующую деятельность. В том числе в рамках соцпартнерства.
Больше всего претензий высказывается к законодательному регулированию структурного построения профсоюзов. Например, некоторые работодатели и органы власти, в том числе органы юстиции, высказывают мнение, будто профсоюзы и их структурные подразделения могут существовать только в формах, предусмотренных ст. 3 закона о профсоюзах. Создается ложное впечатление о “запретительном” характере российского законодательства в области регулирования деятельности профсоюзов. Подобный вывод также не согласуется со свободой профсоюзной деятельности, гарантированной законодательством РФ и уведомительным порядком госрегистрации профсоюзов, профобъединений и профорганизаций.
Иные виды профорганизаций учреждались и регистрировались в Минюсте и его территориальных органах как до, так и после вступления в силу “профсоюзного закона”, на основании положений его статей 2, 5 и 7. Вдобавок закон о профсоюзах является специальным законом и, в отличие от “базового” закона “Об общественных объединениях” (его ст. 14 определяет лишь территориальный признак построения большинства общественных объединений), допускает учитывающий профессиональную специфику признак построения профсоюзов (п. 5 ст. 2 закона о профсоюзах). Такой же вывод следует из системного анализа законодательства РФ, изложенного в ряде постановлений Конституционного суда РФ.
При этом, по Конституции РФ, осуществляемое законодателем регулирование не может искажать само существо права на объединение в профсоюзы, а вводимые ограничения не должны создавать необоснованных препятствий для реализации конституционного права каждого на объединение и для свободы создания и деятельности профсоюзов как общественных объединений. То есть ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям. И Конституция, закрепляя право на объединение и свободу деятельности объединений в качестве основы создания и деятельности профсоюзов в РФ, не определяет, на каком территориальном (производственном) уровне создаются профсоюзы - общероссийском, межрегиональном, региональном или местном. Автор: Вадим Барабанов
|