|
|
|
26 апреля в Доме Правительства Российской Федерации состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в ходе которого обсуждались вопросы регулирования трудовых отношений в сфере кино и телевидения. В заседании приняли участие член Российской трехсторонней комиссии и член Совета Конфедерации труда России (КТР) Игорь Ковальчук, а также представители входящих в КТР профсоюзов — заместитель председателя Межрегионального профсоюза работников киноиндустрии и телерадиовещания («Профкино») Наталия Стыцюк и председатель Правления Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.
На заседании обсуждался законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников», представленный заместителем министра культуры России Григорием Ивлиевым. Данный законопроект устанавливает для отдельных категорий творческих работников, перечень которых должно определить правительство, прохождение конкурса для подтверждения своей компетенции. Иными словами, даже если у артиста театра, к примеру, заключен трудовой договор на неопределенный срок, один раз в пять лет он все равно должен пройти избрание по конкурсу. Вводится дополнительное основание увольнения для творческих работников, как не прошедших конкурс.
Новация сомнительная, однако, она поддержана профильным профсоюзом ФНПР и подобный порядок уже действует в отношении работников высшей школы. Представители КТР обратились к заместителю министра с вопросом, когда же будут выполнены решения, принятые в Российской трехсторонней комиссии уже более двух лет назад, относительно создания рабочей группы по подготовке изменений в законодательство по регулированию труда в киноотрасли.
Как объясняют в «Профкино», особенностью организации труда в сфере кино и телевидения является создание временных трудовых коллективов (съемочных групп) на время производства фильма или телесериала. Группы формируются компанией, производящей фильм или телесериал, из внештатных работников — фрилансеров. Однако ситуация усугубляется тем, что продюсерскими компаниями вместо трудовых договоров с работниками заключаются индивидуальные гражданско-правовые договоры.
«Продюсерские компании категорически отказываются вступать с работником в трудовые отношения по трудовому договору, лишая, таким образом, работника права на защищенный труд, — отмечают в «Профкино». — При сложившейся в стране структуре кинопроизводства и наличии в ней монопольных производителей кинопродукции происходит навязывание работодателями явно невыгодных, кабальных условий. Такое монопольное навязывание невыгодных условий, в том числе условий о размере гражданско-правовой ответственности, не может быть признано допустимым».
Координатор профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков также отметил необходимость решить проблемы киноотрасли, связанные с ущемлением трудовых прав работников.
Присутствовавшая на заседании Заместитель председателя Правительства России, координатор Российской трехсторонней комиссии Ольга Голодец поддержала предложения профсоюзов и дала руководству Минтруда соответствующие поручения. В частности, министру труда и социальной защиты России Максиму Топилину было дано поручение срочно разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к созданию рабочей группы, а также предложить Роструду провести проверки организаций отрасли в части выполнения трудового законодательства.
|