|
|
|
Владимир Якунин объявил, что ОАО «РЖД» переведет около трети своих сотрудников на неполную рабочую неделю. Глава компании сказал, что принял это решение для того, чтобы сохранить квалифицированные кадры. Он объяснил это тем, что объем работы упал, экономическая ситуация очень тяжелая, и в следующем году железнодорожникам придется работать в сложных условиях.
Президент ОАО «РЖД» сказал также, что решение о сокращении рабочей недели для трети сотрудников поддержали профсоюзы. Альтернативой могло бы стать массовое сокращение или отправка людей в долгосрочные неоплачиваемые отпуска.
Стоит ли согласиться с искренностью намерений руководства РЖД? Ведь один из признаков дикого капитализма – это когда крупная акционерная компания решает свои экономические проблемы в первую очередь за счет простых работников, будь то снижение зарплат, сокращение или перевод на неполную занятость.
В развитых странах крупные компании давно прибегают к другим методам: внедрению новых технологий, позволяющих оптимизировать труд и получить больше прибыли; созданию конкурентоспособных услуг и товаров; эффективному менеджменту, опирающемуся на инновации. У нас проблемы решают только за счет людей.
Понятно, когда так поступают небольшие фирмы, у которых нет ресурсов. Но ресурс ОАО «РЖД» колоссален. Компания тратит огромные деньги на различные сторонние проекты, например, на спорт. Это хорошо, когда бизнес создает спортивные школы, благотворительные фонды, но когда в сложной экономической ситуации он тратит миллионы долларов на оплату труда знаменитых футболистов, и при этом не может найти деньги на сохранение в целостности и сохранности своего коллектива, то это не очень понятно.
РЖД тратит около 2 миллиардов рублей на строительство сверхсовременного спортивного комплекса в Ярославле – арены стадиона «Локомотив» с гостиницей, спа-центром, паркингами и другой инфраструктурой. Одновременно топ-менеджеры не могут найти деньги на зарплаты в полном объеме для трети работников, обеспечивающих выполнение основной задачи компании – перевозки людей и грузов. Спорт и благотворительность – задачи дополнительные.
Тему спортивных расходов РЖД обсуждали 29 ноября на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Представители РЖД заявили тогда, что спорт финансируется не за счет тарифов, регулируемых государством, а за счет нерегулируемой деятельности.
Вице-премьер Ольга Голодец возмутилась таким объяснением:
– Минтруд находится в суде с РЖД на тему того, что дотирование пассажирских перевозок идет не по тому тарифу. У нас практически вся деятельность РЖД субсидируется. Зачем говорить неправду?
Однако сторонники позиции РЖД остались при своем. В этом вопросе еще предстоит разобраться, но очевидно, что экономический ресурс у компании есть. Зачем тогда сокращение рабочей недели и, стало быть, зарплаты трети сотрудников? Получается, что люди будут выполнять тот же объем работ за меньшие деньги. О каком сохранении квалифицированных кадров может идти речь?
В основном под сокращение рабочей недели попадают младшие менеджеры компании, офисные сотрудники. Понятно, что урезать рабочее время машинистов никто не может, поскольку их не хватает.
Представим себе теперь, что на участке объем перевозки грузов сократился вдвое от запланированного. Объем работы упал, но сотрудник, отвечающий за расчеты и бухгалтерию, должен выписать такое же количество документов. Теперь у него сокращают рабочее время и зарплату, но объем его собственной работы при этом не падает.
ОАО «РЖД» не заработало средств на содержание людей в полном объеме. Не удивительно. Сколько раз мы говорили о том, что железнодорожные перевозки всегда будут социальным видом транспорта, а значит, они не смогут принести коммерческих доходов. Конечно, можно пытаться извлечь прибыль от пассажирских перевозок повышенной комфортабельности. Есть люди, готовые платить за удобную поездку, например, из Москвы в Петербург, но их не так много. Поезда типа «Сапсан» могут принести прибыль, билеты на них достаточно дорогие – более семи тысяч рублей за бизнес-класс. Но такие коммерческие проекты все-равно не покроют убытков.
Перевод РЖД на коммерческие рельсы изначально был ошибкой, расплачиваться за которую придется простым сотрудникам, но не топ-менеджерам компании. Владимир Якунин в 2013 году занял скромное 9-е место в рейтинге высокооплачиваемых менеджеров государственных компаний. Он заработал всего около 450 миллионов рублей. Он не единственный железнодорожный менеджер, чьи доходы в тысячи раз превышают зарплаты рядовых служащих РЖД. Средний месячный доход руководителей РЖД в 2011 году по данным годового отчета составлял 5,5 миллионов рублей, по сведениям из открытых источников в 2012-2013 годах эта цифра только росла, достигнув 6 миллионов в месяц.
Увы, ни о каком перераспределении честно заработанных совместными усилиями денег речи и быть не может, но хотя бы на грядущий новогодний корпоратив высокооплачиваемые руководители могли бы пожертвовать из своего кармана. Компания заложила в бюджет на предстоящее торжество 50 млн рублей – мелочь в масштабах РЖД, но все-таки немалые деньги. Даже Владимир Путин рекомендовал руководству госкорпораций скидываться на праздники, а не тратить государственные деньги, о чем он сказал на форуме ОНФ 5 декабря.
Уж очень похожа демонстративная «забота» руководства РЖД на шантаж правительства Медведева за инициативу заморозки тарифов российских монополий.
Председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Е.А. Куликов
|