|
|
|
В «Морском порту Санкт-Петербурга» переговоры о новом коллективном договоре зашли в тупик. Администрация пытается стравить между собой 4 действующих в порту профсоюзных организаций.
Сейчас на территории санкт-петербургского морского порта работает четыре профсоюзных организации, и, по крайней мере, три из них попытались стравить друг с другом. Камнем преткновения, как обычно в этих случаях, выступает коллективный договор, и особенно его зарплатная часть. Основная рабочая сила порта – это докеры, поэтому вполне логично, что они же и являются самой заинтересованной стороной в переговорах с работодателем, а их-то как раз и пытаются отодвинуть. Хотя начиналось все очень даже неплохо.
Переговоры вели докеры
Когда в 2011 году произошло объединение нескольких стивидорных компаний с ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», и докеры получили в качестве работодателя новое юридическое лицо, профсоюз докеров и администрация порта договорились, что существующий коллективный договор будет продолжать действовать и дальше, а детали, касающиеся заработной платы, нашли свое отражение в дополнительных соглашениях к трудовому договору, подписанных с работниками. На тот момент на предприятии из 1800 человек членами профсоюзных организаций было чуть больше 700 работников. При этом профсоюзная организация докеров объединяла 650 человек, а оставшиеся сознательные граждане согласно своим специальностям приблизительно поровну распределились между Профсоюзом работников водного транспорта (ПРВТ) и профсоюзом портовых рабочих. Так что переговоры с работодателем вели докеры – ведь вопрос о новом коллективном договоре так и остался открытым.
К весне 2012 года ситуация изменилась – работодатель попросил у докерского профсоюза подтвердить свои полномочия. К июню докеры созвали конференцию трудового коллектива и получили от него карт-бланш на ведение переговоров и разработку нового коллективного договора, который вскоре был готов и в принципе разногласий не вызывал кроме, как можно догадаться, зарплатной части. Долго ли коротко ли, но в 2013 году эти разногласия вылились в отказ работодателя провести индексацию заработной платы, несмотря на изданные им самим локальные нормативные акты. Вместо этого без согласования с профсоюзом работодатель ввел так называемую индексационную надбавку в размере, почему-то, 723 рублей.
Прокуратура промолчала
Профсоюз докеров это решение администрации оспорил в прокуратуре и государственной инспекции труда – к жалобе были приложены больше 500 личных заявлений от работников, оскорбленных нарушением их трудовых прав. Но инспекция труда ответила, что нарушений со стороны работодателя не видит, а прокуратура и вовсе промолчала. Тогда докеры переправили жалобу в Москву и получили ответ, что их дело находится на личном контроле одного из руководителей Роструда. Процесс контроля, очевидно, не закончился, так как докеры до сих пор никакого решения из Москвы не получили.
Между тем ПРВТ дал устное согласие на создание единого представительного органа, потом вдруг передумал и обжаловал в суде полномочия Российского профсоюза докеров представлять интересы всех работников порта, полученные на конференции. Только в мае в этом спорном вопросе была поставлена точка, когда суд в удовлетворении иска отказал.
К 2014 году предприятие пришло с тем, что новый коллективный договор все еще не был подписан. Более того, администрация успокаивала всех тем, что к марту разработает и представит новое положение об оплате докерского труда. Представлено оно было не к марту, а к июню, а когда было обнародовано, то выяснилось, что работодатель предлагает полную смену системы оплаты труда и переход с повременной оплаты на сдельную. Любопытно, что когда администрация проводила среди работников презентацию новой зарплатной системы, на проходной порта внезапно сломались турникеты, и лидеры профсоюза докеров смогли попасть на это представление с большим опозданием.
Кто такой «портовик»?
Но еще любопытнее тот факт, что накануне, в мае, среди работников порта начался сбор заявлений о вступлении в некий профсоюз «Портовик», председателем которого является один из заместителей руководства администрации. Как рассказывают работники, в «Портовик» вступили все, начиная от слесарей, и даже служба безопасности порта в полном составе. Именно с ним, и не с кем другим, администрация и собралась подписать коллективный договор.
Не устраивает текущая ситуация только докеров. Нигде в цивилизованном мире докеры не работают на «сделке». Да и у в питерском в порту сдельная оплата труда прекратилась в девяностых годах прошлого века, когда докеры перешли на повременную оплату. Теперь, выходит, порт решил вернуться в прошлый век.
Переговоры окончены?
Как бы то ни было, нового коллективного договора нет, протокола разногласий нет, и в профсоюзе докеров решили, что обсчитают оба возможных варианта оплаты труда за определенный отрезок времени, а по итогам члены докерского профсоюза решат, соглашаться ли с новым положением об оплате труда или отвергать. Но, не дожидаясь решения докеров, администрация почему-то уже выселила профсоюз из помещений на территории порта и прислала уведомление, что считает переговоры оконченными...
«Разделяй и властвуй» – безусловно, очень эффективный метод. Но работает он только с теми, кто готов ему подчиниться. Если в порту возникнет трудовой конфликт, то победителей не будет, уверены в профсоюзе. Возможно, докеры пострадают, но и администрация не выиграет – ведь порт живет за счет погрузочно-разгрузочных работ, то есть за счет труда докеров. «Странно, что администрация, настолько подкованная в вопросах политики управления, этого не понимает», - удивляются в профсоюзе.
|