|
|
|
На Дальнем Востоке завершилась Неделя действий против удобных флагов. Вчера, 7 июля инспекторы Российского профсоюза моряков (РПСМ) посетили суда в рыбном порту Находки и Находкинском морском торговом порту.
В этот раз главной проблемой, выявленной в ходе инспекции, стало недовольство российских моряков расчётом их минимальной зарплаты. На теплоходе «Лев Яшин» (флаг России, ИМО 8517839) у каждого из 18 членов экипажа на руках есть индивидуальные контракты, которые соответствуют Приказу N 23н от 20 января 2015 года Минтруда «Об утверждении примерной формы трудового договора, заключаемого судовладельцем и моряком для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации». В соответствии с ним заработная плата моряков складывается из прожиточного минимума (около 9700 рублей), плюс надбавки и суточные в инвалюте. Как подчёркивает председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ (ДВРО РПСМ) Николай Суханов, профсоюз неоднократно ставил вопрос об изменении формы расчёта базовой ставки оплаты труда российских моряков на судах под российским флагом и предлагал применять минимальную базовую ставку оплаты труда, рекомендованную Международной организацией труда (ILO). «Министерство труда РФ отклонило это предложение, что позволяет российским судовладельцам на своих судах под российским флагом создавать настолько сложную систему расчёта зарплаты, что даже моряки на борту не могут сказать, сколько же денег они получают за свою работу каждый месяц. Из предоставленного контракта подсчитать сумму, которую получает моряк, невозможно. То есть всё отдано на откуп судовладельца: сколько захочет, столько и заплатит», — говорит Николай Суханов. По его словам, моряки попросили РПСМ навести порядок в этом вопросе и ещё раз обратиться в правительство России относительно выполнения Сводной Конвенции 2006 года, которая гласит, что базовая ставка оплаты труда квалифицированного моряка за календарный месяц не должна быть ниже суммы, периодически устанавливаемой Паритетной морской комиссией ILO. Сегодня она составляет $612. Использующаяся сегодня в России запутанная система приводит к тому, что зачастую, списавшись с судна с задолженностью, моряк не может получить зарплату, так как её полная сумма не указана в договоре.
На теплоходе была декларация соответствия морским трудовым стандартам, а также коллдоговор с Профсоюзом работников водного транспорта, подписанный председателем Тихоокеанского баскомфлота Владимиром Дорошем. Однако моряки ни разу не встречались с представителями ПРВТ и не видели на борту членов этого профсоюза. Зато работники РПСМ регулярно посещают судно, поэтому моряки выразили желание вступить в РПСМ.
Ещё одно судно проверили сегодня инспекторы —«Amis Wisdom 1» (флаг Панамы, ИМО 9426764). На нём были все необходимые документы, включая коллдоговор ITF, подписанный Тайваньским профсоюзом моряков. Экипажу, состоящему из 21 китайских моряков, регулярно выплачивается зарплата: $6034 — капитану и $1805 — матросам. Моряков познакомили с профсоюзной литературой и рассказали об Интерклубе в Находке.
Подводя итоги прошедшей акции по борьбе с удобными флагами, Николай Суханов отметил, что на всех проверенных за три дня судах имелись декларации соответствия морским трудовым стандартам, практически отсутствовали жалобы на плохие условиях труда и задержку зарплаты. Коллеги из Японии, Тайваня, Южной Кореи, Гонконга и Китая оперативно подключались к процессам переговоров с судовладельцами своих стран для решения вопроса о подписании коллективных договоров ITF.
Ярчайшим примером использования удобного флага стало судно «New Hunchun»: у северокорейских моряков отсутствовали трудовые контракты, а зарплата была самой низкой среди проинспектированных судов. В связи с этим Николай Суханов написал письмо капитану порта Находка с просьбой задержать судно в порту до исправления всех нарушений. Владельцам судов, где отсутствовали коллдоговоры ITF, были направлены нотисы о необходимости их заключения, а копии нотисов — координатору ITF Японии Фусао Охори, который вел переговоры с компаниями на предмет подписания договора.
Поскольку Недели действий проводятся в регионе несколько раз в год, они анонсируются в СМИ, моряки, услышав об акции, обращаются в офис ДВРО РПСМ, где им помогают адвокаты. Во время проведения Недель в 2016 году за помощью в профсоюз обратились моряки с теплоходов «ST WIND», «PORT MAY», «CRYSTAL WIND», вдовы с землечерпалки «Vella» и рефрижератора «Гармония». Итогом проведённых в 2016 году в портах «Находка» и «Восточный» акции по борьбе с удобными флагами стала выплата морякам более $635 тыс. задолженности по зарплате. Добиваться таких результатов получается благодаря взаимодействию профсоюза и инспекторов ITF с транспортными прокуратурами Находки, Владивостока и Южно-Сахалинска. Большую поддержку оказали администрации морских портов и Дальневосточного следственного управление на транспорте Следственного комитета РФ.
|