28.11.2008 Отказать нельзя дать. Спасут ли американских автогигантов от банкротства?
Американские автогиганты пострадали от кризиса сильнее, чем их коллеги из других стран. Впрочем, их дела пошатнулись уже довольно давно.
Например, General Motors с января по сентябрь потеряла более 20 млрд. долларов. В ноябре акции компании упали на 23%. Ее руководство рассматривает все варианты действий, вплоть до банкротства. Генеральный директор GM Рик Вагонер обратился к Конгрессу США с просьбой финансовой помощи.
Первоначально три ведущие компании США (в эту «тройку» входят еще Ford и Chrysler) просили у властей 25 млрд. долл., теперь просят 50 млрд. долл.
Пока власти США относятся к этому скептически. На последнем заседании Конгресса просьбу не удовлетворили, потребовав от компаний четкого отчета о том, как эти деньги будут потрачены. Сообщается, что это условие «тройка» выполнила. Очередное заседание намечено на 5 декабря. Чем оно закончится, остается лишь предполагать. Отношениям с конгрессменами автопроизводители уделяют особое внимание. По данным американских исследовательских организаций, на лобби в Конгрессе с начала года они потратили более 20 млн. долл. И конгрессмены помогли провести ряд важных для отрасли законопроектов, в частности, налоговую льготу в 1 млрд. долл. на 10 лет на производство гибридных автомобилей. На сей раз все не так просто. С одной стороны, избранный президент США Барак Обама уделяет автопрому большое внимание. Не оказать помощь нельзя – в отрасли занят немалый процент населения, и закрытие предприятий спровоцирует резкий рост безработицы. А это приведет к социальному взрыву. С другой – для выхода из кризиса Америке нужно не просто много, а очень много средств. Стоит ли тратить их на поддержку автогигантов, которые вовсе не выглядят самыми обездоленными?
«Вполне вероятно, что денег не дадут, - рассказал аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий Суханов. - Тогда предприятия действительно объявят себя банкротами. Но надо понимать, что в Америке банкротство может быть как классическим – когда имущество должника продают «с молотка» - так и щадящим. Скорее всего, в случае со стратегической для страны отраслью будет задействован второй вариант. В этом случае предприятие будет договариваться с кредиторами о реструктуризации долга – рассрочке, снижении суммы платежей или частичной обмене их на акции.
Не стоит забывать о профсоюзах, которые являются в США мощной силой. К автопрому это относится в первую очередь. Роль профсоюзных боссов здесь настолько велика, что с ними согласуется и зарплата работника, и условия его труда, и социальные выплаты. За долгие годы деятельности им удалось добиться того, что простой рабочий на автомобильном производстве получает около 70 долл. в час – больше, чем в какой-либо другой отрасли. Эта деятельность, безусловно, направленная на благо людей, во многом способствовала тому, что себестоимость производства автомобилей в США очень высока, что делает предприятия нерентабельными. Иными словами, став «слишком социальной», отрасль сама себя губит. Судя по всему, компаниям и профсоюзным лидером теперь придется идти на компромиссы ради выживания. И обе стороны в этом весьма заинтересованы.
В результате зарплаты, скорее всего, снижены не будут – такая практика в США, в отличие от Европы, не прижилась. Зато возможны массовые увольнения, а когда рынок начнет восстанавливаться, людей будут набирать на меньшие деньги. Могут существенно урезать социальные и пенсионные программы для работников. На мировом рынке все это вряд ли отразится – из-за высокой себестоимости производства США давно перевели заводы, работающие на импорт, в другие страны. Они, судя по всему, будут работать, как прежде, поскольку в большей степени зависят от местных экономик».
В ожидании милостей от Конгресса GM не бездействует. Он уже обратился за помощью к правительству тех стран, где у него есть заводы. Ответа пока не последовало. Но западные аналитики уверены – даже если на просьбу откликнутся все, полученных денег GM хватит лишь на несколько месяцев. Американцы и так разлюбили «родные» машины, перейдя на «японки», а уж теперь и вовсе испугаются, что из-за банкротства не смогут воспользоваться гарантией и купить запчасти. Поэтому роста продаж ждать не стоит. Хорошо, если падение не будет стремительным.
Например, General Motors с января по сентябрь потеряла более 20 млрд. долларов. В ноябре акции компании упали на 23%. Ее руководство рассматривает все варианты действий, вплоть до банкротства. Генеральный директор GM Рик Вагонер обратился к Конгрессу США с просьбой финансовой помощи.
Первоначально три ведущие компании США (в эту «тройку» входят еще Ford и Chrysler) просили у властей 25 млрд. долл., теперь просят 50 млрд. долл.
Пока власти США относятся к этому скептически. На последнем заседании Конгресса просьбу не удовлетворили, потребовав от компаний четкого отчета о том, как эти деньги будут потрачены. Сообщается, что это условие «тройка» выполнила. Очередное заседание намечено на 5 декабря. Чем оно закончится, остается лишь предполагать. Отношениям с конгрессменами автопроизводители уделяют особое внимание. По данным американских исследовательских организаций, на лобби в Конгрессе с начала года они потратили более 20 млн. долл. И конгрессмены помогли провести ряд важных для отрасли законопроектов, в частности, налоговую льготу в 1 млрд. долл. на 10 лет на производство гибридных автомобилей. На сей раз все не так просто. С одной стороны, избранный президент США Барак Обама уделяет автопрому большое внимание. Не оказать помощь нельзя – в отрасли занят немалый процент населения, и закрытие предприятий спровоцирует резкий рост безработицы. А это приведет к социальному взрыву. С другой – для выхода из кризиса Америке нужно не просто много, а очень много средств. Стоит ли тратить их на поддержку автогигантов, которые вовсе не выглядят самыми обездоленными?
«Вполне вероятно, что денег не дадут, - рассказал аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий Суханов. - Тогда предприятия действительно объявят себя банкротами. Но надо понимать, что в Америке банкротство может быть как классическим – когда имущество должника продают «с молотка» - так и щадящим. Скорее всего, в случае со стратегической для страны отраслью будет задействован второй вариант. В этом случае предприятие будет договариваться с кредиторами о реструктуризации долга – рассрочке, снижении суммы платежей или частичной обмене их на акции.
Не стоит забывать о профсоюзах, которые являются в США мощной силой. К автопрому это относится в первую очередь. Роль профсоюзных боссов здесь настолько велика, что с ними согласуется и зарплата работника, и условия его труда, и социальные выплаты. За долгие годы деятельности им удалось добиться того, что простой рабочий на автомобильном производстве получает около 70 долл. в час – больше, чем в какой-либо другой отрасли. Эта деятельность, безусловно, направленная на благо людей, во многом способствовала тому, что себестоимость производства автомобилей в США очень высока, что делает предприятия нерентабельными. Иными словами, став «слишком социальной», отрасль сама себя губит. Судя по всему, компаниям и профсоюзным лидером теперь придется идти на компромиссы ради выживания. И обе стороны в этом весьма заинтересованы.
В результате зарплаты, скорее всего, снижены не будут – такая практика в США, в отличие от Европы, не прижилась. Зато возможны массовые увольнения, а когда рынок начнет восстанавливаться, людей будут набирать на меньшие деньги. Могут существенно урезать социальные и пенсионные программы для работников. На мировом рынке все это вряд ли отразится – из-за высокой себестоимости производства США давно перевели заводы, работающие на импорт, в другие страны. Они, судя по всему, будут работать, как прежде, поскольку в большей степени зависят от местных экономик».
В ожидании милостей от Конгресса GM не бездействует. Он уже обратился за помощью к правительству тех стран, где у него есть заводы. Ответа пока не последовало. Но западные аналитики уверены – даже если на просьбу откликнутся все, полученных денег GM хватит лишь на несколько месяцев. Американцы и так разлюбили «родные» машины, перейдя на «японки», а уж теперь и вовсе испугаются, что из-за банкротства не смогут воспользоваться гарантией и купить запчасти. Поэтому роста продаж ждать не стоит. Хорошо, если падение не будет стремительным.
Все замечания и пожелания присылайте на content@unionstoday.ru Все права защищены © "Профсоюзы сегодня" 2006-2010 |
Источник: Аргументы и факты |