Пятидесятилетнюю сотрудницу американской компании Capital Title уволили после того, как она отказалась покрасить свои седые волосы. Женщина уже подала судебный иск к работодателю за возрастную дискриминацию. С аналогичными исками ранее сталкивались такие гиганты, как BBC и Google. В 2008 году суд признал руководство телерадиокорпорации ВВС виновным в дискриминации ведущей, которая лишилась работы в популярном шоу из-за возраста. Суд не принял во внимание желание продюсеров привлечь в шоу более молодую аудиторию, так как доказательств того, что зрители меньше будут смотреть передачу с ведущей, которой за 50 лет, не нашлось. В ходе судебного процесса выяснилось, что продюсеры указывали ведущей на морщины "в свете грядущего распространения телевидения высокой четкости", а операторы предлагали ей закрасить седину и даже начать использовать ботокс.
Из данных исследования Федеральной службы занятости населения Москвы следует, что 56% респондентов сталкивались на работе с проявлениями возрастной дискриминации. Причем в России дискриминация начинается еще на первой стадии трудовых отношений - речь идет о возрастном цензе большинства вакансий. Бывает, что кадровики просто кладут трубку телефона, узнав, что кандидату более 50 лет.
Подобные истории редко получают огласку в СМИ, в суды такие дела попадают тоже нечасто, так что о реальных масштабах нарушения прав на рабочем месте можно лишь догадываться. Но, тем не менее, подобные случаи неизменно притягивают к себе пристальное внимание общественности и правовых структур, которые, кстати сказать, зачастую оказываются на стороне работника. Интересно, насколько такие и подобные им проблемы актуальны для сегодняшнего Азербайджана? "В целом именно по вышеуказанным мотивам женщины в нашей стране работу не теряют. К нам в организацию с такими жалобами еще никто не обращался, и вообще о такой практике в Азербайджане я еще не слышал", - заявил вчера независимый эксперт, связанный непосредственно с вопросами занятости, председатель Лиги защиты трудовых прав граждан Сахиб Мамедов.
"Иной раз в государственных органах руководители обращают внимание на своих сотрудниц, которые одеваются на работу чересчур ярко. Однако такие вопросы в нашей стране регулируются, что называется, по-тихому. Происходит это на неофициальном уровне, поскольку и законодательством на сей счет никаких ограничений не предусмотрено, - отметил общественный деятель. - Кстати, я считаю, что, возможно, это определенный недостаток нашего законодательства. Например, наша лига не раз поднимала вопрос о необходимости соблюдения соответствующего дресскода и учета внешних данных сотрудников при приеме их на работу в определенные сферы.
Мы предлагаем правительству составить список таких мест работы. К примеру, это должно касаться стюардесс, работающих с постояльцами сотрудниц отелей и так далее. Но правительство почему-то даже такими вопросами не занимается. Таким образом, у нас нет никаких законных ограничений во внешнем облике или возрасте женщин, которые могли бы повлиять на потерю ими работы или на дискриминацию их прав при приеме на нее".
"Я еще не встречал в своей практике ни единого случая, чтобы в Азербайджане пожилым женщинам, хорошо исполняющим свои обязанности, указывали на необходимость подкрашивать волосы или бороться с морщинами путем операций под угрозой увольнения", - говорит С.Мамедов.
Однако при прочих равных условиях, касающихся образовательного уровня и стажа трудовой деятельности, скрытая дискриминация при приеме на работу в Азербайджане наблюдается повсеместно, "вертикально и горизонтально", как выразился председатель НПО. "Почему это происходит? Потому что наше законодательство предусматривает очень много трудовых привилегий женщинам. И вот эти социальные привилегии полностью должны обеспечиваться работодателем. Бизнесмены же полагают, что если эти льготы женщинам дает государство, то оно и должно оплачивать эти издержки, компенсировать их. Допустим, беременная женщина имеет право один рабочий день в неделю проводить в женской консультации, и при этом на размере ее зарплаты это не должно сказываться по закону. Отпуск предусмотрен большой. Там целый комплекс льгот, который не по нраву работодателям. Вот почему они и предпочитают принимать мужчин. Кстати, по этим же причинам наши работодатели нарушают и трудовые права инвалидов.
"Ясно, что эти моменты государство должно регулировать законодательно, введением, например, определенных квот на рабочие места для женщин. Но этого не происходит. А ждать гуманных чувств от самих владельцев бизнеса, конечно, не приходится. Ведь с его точки зрения, он и так уже платит все налоги государству и еще незаконные поборы", - говорит Сахиб Мамедов.
Никаких стимулов для приема женщин на работу у нас в стране не предусмотрено трудовым законодательством, отметил эксперт.
"В принципе, любая женщина имеет возможность отстаивать свои трудовые права в суде, если посчитает, что ее не приняли на работу именно по половому признаку или из-за возраста, - говорит председатель лиги. - И ответственность за такое правонарушение предусмотрена. Но вот на практике доказать вину такого работодателя очень сложно. Если бизнесмен не хочет принимать женщину, то он не заявляет об этом прямо. Он просто приводит какие-то другие причины. Например, что фирма уже нашла другого подходящего человека. Так что все это очень непросто".
И это все при том, что наша страна стала одной из первых в масштабах всего мира, где уже в самом начале XX века женщинам было предоставлено избирательное право. Как уже отмечала наша газета, еще в 1907 году на обсуждение в III Государственной думе депутатом от Азербайджана был поднят вопрос о предоставлении женщинам на Кавказе права голоса на выборах. Вопрос обсуждался в мусульманской фракции и стал причиной долгих и жарких дебатов. В результате было принято решение о предоставлении этого права, с оговоркой раздельного участия мужчин и женщин в процедуре голосования. В 1918 году Азербайджанская Демократическая Республика одним из первых своих декретов предоставила избирательное право женщинам страны (в это время такие же права получили женщины Великобритании, Ирландии и Канады). Автор: Л. Байрамова
|