|
|
|
В Батуми (Грузия) прошла рабочая встреча морских и докерских профсоюзов-членов Международной федерации транспортников (МФТ) Черноморского региона. В ней приняли участие представители из России, Украины, Болгарии, Румынии, Турции и Израиля, инспекторы МФТ из стран региона и секретариат МФТ. Интересы российской стороны представляли делегации двух отраслевых профсоюзов – Российского профсоюза моряков (РПСМ) во главе с председателем Юрием Сухоруковым и Российского профсоюза докеров (РПД).
Нынешняя встреча стала логичным продолжением кампании «Черное море позора», запущенной МФТ. Ее проводят морские профсоюзы в странах региона с целью сделать работу здесь безопасной и добиться достойных зарплат для моряков. На Черном море работают около двух с половиной тысяч судов. Полторы тысячи из них старше 20 лет, среди которых 800 – старше 30 лет. Кампании за цивилизованное судоходство на Черном море больше года. Срок небольшой, но уже сделаны выводы, даны первые оценки и намечены планы на будущее. Об этом и шел разговор на мероприятии в Батуми.
Как рассказал координатор МФТ в России и координатор проекта «Черное море позора» Сергей Фишов, обсуждение проходило в свете вступившей в силу Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC-2006). Участники отметили, что из всех стран Черноморского региона документ пока ратифицировали лишь две страны – Россия и Болгария, остальные же государства только планируют это сделать. «Этот факт вызывает обеспокоенность, поскольку работа на Черном море сопряжена с большим количеством рисков для моряков, в том числе потерей здоровья и даже смертью, – сказал Сергей Фишов. – Если бы страны Черного моря ратифицировали конвенцию, то судовладельцам просто пришлось бы работать по правилам и нести ответственность за их нарушения».
Работу, проделанную за год с небольшим, делегаты оценили положительно. Сюда в первую очередь стоит отнести разработанный коллективный договор МФТ, предназначенный специально для Черноморского региона. Пока что заключено всего два соглашения, и надо отметить, они на счету РПСМ. Профсоюз подписал первый коллективный договор МФТ по Черному морю с компанией «Seatrans Consalting Ltd.». По соглашению работают два судна – «Rada» и «Rapida».
«Эти два договора – пока все, что мы имеем по черноморским странам, – отметил координатор. – Однако нельзя сказать, что это плохой результат: кампании всего год, а переговоры действительно проходят напряженно, и не всегда удается найти общий язык и прийти к компромиссу. Если говорить о планах на будущее в этом вопросе, то наш следующий шаг – формирование списка компаний, которые наиболее перспективны в плане заключения колдоговора. Это те компании, где уже сегодня условия труда моряков близки к ставкам, прописанным в колдоговоре МФТ по Черному морю».
Отметим, что это соглашение имеет более низкие ставки нежели стандартный договор МФТ. Связано это с отличительными особенностями местного судоходства и предназначением документа для судов, работающих между портами Черного моря. Так, для черноморского региона характерны низкий фрахт, короткое время работы, через каждые 5-6 дней заходы в порты, где взимаются портовые сборы, все это – большая нагрузка на компании. По этим и многим другим причинам заработная плата в этом районе плавания гораздо меньше, чем на той же Балтике.
Добавим, что участники встречи обсудили и итоги первой Недели действий против удобных флагов на Черном море, которая прошла в мае этого года. Ее проведение было оценено как успешное. В следующем году в этом регионе намечено проведение двух кампаний против удобных флагов.
А очередная встреча представителей морских и докерских профсоюзов-членов МФТ Черноморского региона запланирована в 2014 году в Новороссийске.
|