|
|
Октябрь стал самым протестным месяцем года. Общее значение повторило максимум этого года, и одновременно с ростом общего количества акций, до рекордного уровня увеличилось количество стоп-акций. Увеличивается интенсивность трудовых протестов и одновременно напряженность. Зафиксирован резкий рост числа протестов из-за невыплат заработной платы.
Акция месяца – пикет рабочего из Сочи, который зашил себе рот, чтобы быть услышанным. Ему выплатили зарплату, но победа ли это?
Мониторинг трудовых конфликтов ЦСТП ведется с 2008 г. В ходе мониторинга анализируются сообщения из интернет-ресурсов, содержащие информацию о трудовых протестах. С помощью контент-анализа из сообщений выделяется информация о регионе, отрасли, причинах, форме проведения результатах и др. параметрах акции протеста, которые затем вносятся в базу данных, обрабатываются и анализируются.
Число акций протеста
В базе данных фиксируются все протестные акции, т.е. события, связанные с действиями работников конкретного предприятия или организации по отстаиванию своих социально-трудовых интересов. Минимальной формой протеста является выдвижение сформулированных требований хотя бы по частичному изменению социально-экономической ситуации или трудовых отношений на предприятии (в организации). В качестве инициатора протеста рассматриваются работники (организованные или не организованные в профсоюз), предпринимающие, в том числе и вместе с представителями других групп и организаций, протестные действия. Особо выделяются протестные акции работников, приводящие к полной или частичной остановке деятельности предприятия или организации (стоп-акции).
Данные о помесячном количестве трудовых протестных акций приведены на рис. 1, а общие и средние данные в таблице 1.
В октябре 2013 г. зафиксировано 29 акций протеста, а всего за десять месяцев зафиксировано 224 трудовых протеста. Количество акций в октябре повторило максимум текущего года, который был достигнут в июле. Таким образом, это третий пик протестных значений, который фиксируется в 2013 г. (см. рис 1). Это максимальное значение для октябрьских данных за весь период наблюдения. Возможно, что в 2013 г. будет зафиксирован новый вариант годовой динамики протестов. До сих пор наблюдалось два пика. В первые годы (2008-2010 гг.) наблюдались весенний и летний пики. В последние годы (2011-2012 гг.) были видны весенний и осенний пики протестности. А в 2013 г. можно говорить о трех пиках – весеннем, летнем и осеннем. Конечно, полные данные о показателях сезонности будут приведены в отчете за 2013 г., но уже сейчас можно обратить внимание на то, что плавная динамика уровня протестности сменяется спадами и пиками, т.е. динамика становится более «нервной».
В целом количество протестов в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем увеличилось более чем на четверть (на 26 %). Показатель интенсивности протестов, определяемый как среднемесячное число протестов за период, повысился и составляет теперь 22,4 протеста в месяц, уступая только соответствующим значениям 2009 и 2011 гг. Обычно, календарный год заканчивался довольно спокойно и интенсивность практически не нарастала. В 2013 г. динамика меняется, правда пока непонятно, в какую сторону.
В октябре зафиксировано 13 стоп-акций, т.е. протестов, в ходе которых полностью или частично останавливалась работа предприятий и организаций. Это почти в полтора раза больше чем в прошлом месяце. Число стоп-акций увеличивается уже третий месяц подряд, причем темпы увеличения весьма заметные. Второй месяц наблюдается одновременный рост общего числа протестов и количества стоп-акций. Показатель напряженности протестов, рассчитываемый как доля стоп-акций в общем числе протестов (см. рис. 2), продолжает расти. Этот показатель растет уже четвертый месяц, что означает, что протесты все больше принимают форму классических забастовок, т.е. более радикальных акций по сравнению выдвижением требований и с митингами. Среднемесячное количество стоп-акций вплотную приблизилось к показателям прошлого года.
Хотя в ежемесячных справках не приводятся данные о причинах протестов, но сложившаяся ситуация заставляет отступить от этого правила. Дело в том, за последние два месяца резко выросла доля такой причины как невыплата зарплаты. За первые 8 месяцев 2013 г. было зафиксировано 40 таких протестов, т.е. в среднем по 5 в месяц. В сентябре и октябре доля этих причин существенно увеличилась – в целом до 25 (за два месяца), в среднем 12,5 протестов по данной причине. По итогам первых 6 месяцев невыплаты, как причина протестов, находилась на третьем месте. В октябре, благодаря «рывку» последних двух месяцев эта причина стала второй по значимости, опередив «низкую зарплату». Это весьма тревожный симптом.
Протест месяца
Начиная с марта 2011 г. в регулярных обзорах публикуется информация о «трудовом протесте месяца». Это либо наиболее типичная, для данного месяца, либо наоборот, отличающаяся, выделяющаяся по каким-то показателям.
Критерии, которые учитываются при определении «протеста месяца»:
- масштаб акции, для отрасли, для региона, для предприятия;
- количество участников – чем больше участников, тем более выдающийся протест;
- форма проведения протеста. Формы протеста будут рассматриваться с точки зрения того насколько они типичны – или традиционные или наоборот, какие-то особенные;
- причины, приведшие к возникновению протеста;
- результаты протеста.
«Протестом месяца» в сентябре признана акция Романа Кузнецова, строителя из Оренбурга, который работал в на олимпийских объектах в Сочи. В знак протеста против того, что ему и его коллегам компания наниматель не выплатила заработную плату и фактически запретила протестовать против этого, организовав при помощи полиции задержание участников акции протеста, Роман устроил одиночный протестный пикет, ЗАШИВ себе рот нитками. С зашитым ртом он сумел рассказать журналистам о том, как компания «Крилаксспецстрой», попыталась свернуть свою деятельность в Сочи не расплатившись с работниками и как они пытались этому воспрепятствовать. В итоге, Кузнецов получил свою зарплату, т.е. компания, несмотря на попытки объявить его неадекватным, вынуждена была рассчитаться с ним. Получили ли расчет остальные рабочие – неизвестно.
В этой акции очень хорошо видна логика отечественных работодателей. Они, во-первых, игнорируют закон, обязывающий их полностью и своевременно расплачиваться за сделанную работу. Во-вторых, встретив сопротивление, они пытаются подавить любые его формы и не находят отказа в этом со стороны правоохранительных органов. В-третьих, они пытаются дискредитировать протестующих. В-четвертых, идут на уступки (а точнее выполняют то, что должны по закону) только тогда, когда с помощью каких-то мер протестующим удается привлечь массовое внимание к своей акции. В этой случае протест увенчался успехом, но можно ли это считать успехом, когда человек получает законную зарплату только демонстративно искалечив себя.
Подготовил Бизюков П.В. ведущий специалист социально-экономических программ
|