|
|
|
В Париже в четверг состоялась демонстрация против закона, отменяющего обязательную 35-часовую рабочую неделю, – важнейший элемент в системе соцгарантий Франции. «Закон Макрона», названный по фамилии его автора, министра экономики, позволит большинству магазинов работать по воскресеньям и после 21:00. Ирония истории: ввели семичасовой рабочий день правые, а покушаются на него левые.
Собравшиеся вчера в центре Парижа оппозиционные активисты представляли организации, ведущие кампанию за сохранение повсеместной 35-часовой рабочей недели. Среди них ведущие профсоюзы «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) и «Национальный союз автономных профсоюзов», а также партии, входящие в коалицию «Левый фронт». Аргументов в поддержку укороченной недели у недовольных два. Первый – нарушение баланса между трудом и отдыхом. Второй – опасение, что не готовых к продлению своего рабочего дня может ждать увольнение.
О том, что право на отдых воспринимается французами без иронии, ярче всего свидетельствовал слоган мероприятия: «Работать по воскресеньям и по ночам – это убийство». Активисты развернули транспарант: «Книги покупают всю неделю, чтобы прочитать их в воскресенье». Под современную музыку скандировали: «Работать в выходные? А спать когда?» В раздававшихся на митинге листовках увеличение трудовой недели анализировалось с исторической и социологической точек зрения. «Работа в выходной день – это возвращение в XIX век. Сотрудники, а не руководители предприятий, должны решать, работать по выходным или нет», – говорилось в одном из агитматериалов.
В профсоюзном движении Франции о «законе Макрона» уже давно говорят на повышенных тонах, подтверждением чего служит акция, проведенная левыми 13 октября в Лионе. В то время как Эмманюэль Макрон выступал на бирже труда, ВКТ пикетировала здание, и одна из демонстранток, проникнув внутрь, бросила в министра упаковку из-под йогурта и прокричала: «Ты убиваешь безработных!» Как и другие члены ВКТ, активистка полагает, что те, кто не может найти работу в нынешних условиях, не сумеют сделать этого и после отмены короткой недели. Ведь 35-часовая неделя как раз и вводилась для того, чтобы создать новые рабочие места, сократив нагрузку на старые. Но, похоже, в этом образе мыслей правительство разочаровалось.
В среде левых возмущение политикой Макрона не в последнюю очередь связано с тем, что министр номинально состоит в их рядах. Формальная принадлежность к соцпартии не мешает ему выступать с заявлениями, от которых – ввиду неотвратимого приближения президентских выборов – воздерживаются даже правые. Несколько месяцев назад он заявил, что «Маргарет Тэтчер была огромной удачей для Великобритании», заметив затем: «Проблема Франции – слишком хорошо защищенные рабочие». Вот еще одно скандальное высказывание политика: «Социальные гарантии – причина безработицы». Министр время от времени откровенно эпатирует публику, например, словами о том, что «Франции не помешал бы король».
Потеря поддержки среди левых тем не менее не мешает Макрону оставаться на плаву. По данным, опубликованным в октябре социологическим центром Ipsos, глава экономического ведомства смог заручиться серьезной поддержкой правых: рейтинг доверия к нему составил 48%. Впрочем, доля консервативных избирателей – около 50%, поэтому дальнейший рост популярности Макрона едва ли возможен.
Между тем конфликт властей и ВКТ, уже давно добивающейся отставки Макрона, набирает обороты. С недавних пор в «попустительстве дикости работодателей» профсоюз обвиняет не только министра экономики, но и главу государства. Во вторник представитель конфедерации демонстративно отказался пожать руку президенту Франции Франсуа Олланду. Главный аргумент ВКТ пока крыть нечем: несмотря на болезненные для многих меры, рост ВВП по-прежнему балансирует около отметки 0%.
|