|
|
|
Число людей, принимающих участие в забастовках, растет. По данным Росстата, в 2008-м уже успели побастовать больше работников, чем за весь 2007 год.
Официальная статистика признает рост популярности забастовок. Но по сравнению с реальным количеством активных протестов работников против работодателей эти цифры - капля в море. Большинство акций протеста, являющихся забастовками де-факто, не признаются таковыми де-юре. «Цифры госструктур, в частности Росстата, не являются объективными. Регистрируется только малая толика конфликтов между работодателями и работниками, а большинство акций считаются самовольным отказом от работы», - комментирует Евгений Куликов, председатель Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников.
САМОВОЛКА ДЕ-ЮРЕ
Юридическое оформление забастовок в России - трудный и мучительный процесс. Работник должен выдвинуть требования работодателю, которые будут рассмотрены в течение месяца, после чего выносится решение, принять эти требования или нет. Далее разногласия будет разрешать примирительная комиссия. Если работодатель не выполнит ее требования, может последовать забастовка. Однако перед этим необходимо провести собрание, на котором должны присутствовать более половины работников или их уполномоченных представителей. Решение о забастовке должны принять более 50% присутствующих на собрании.
Если решение принято, то работники должны объявить дату и время забастовки, количество участников, длительность акции, наименование органов, организующих забастовку, и минимум работников, которые будут работать в период забастовки. Сама забастовка должна пройти в течение двух месяцев с момента принятия решения о проведении.
Часто официальное оформление забастовки лишает ее проведение смысла. Ведь администрация сможет подготовиться, к примеру, нанять временных работников, и протеста никто не заметит. А некоторым, например транспортникам, бастовать вообще запрещено.
Если же забастовку не удалось оформить законно, эта несанкционированная акция подпадает под понятие «самовольный отказ от работы», и работодатель вправе засчитать прогул работнику или даже уволить его.
ЗАБАСТОВКА ДЕ-ФАКТО
Реально акций протеста работников, в том числе и стачек, в стране происходит гораздо больше, чем отражается в официальной статистике. По словам зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России Олега Нетеребского, в 2007 году произошло более 1,1 тысячи конфликтов работников с работодателями, которые не были расценены как забастовка сотрудников.
Характерно, что протестные настроения усиливаются во время относительного благополучия. Когда проблемы во всей экономике и на всех предприятиях, забастовки - редкость. Когда дела идут на лад, работникам хочется еще большего. «Если в 90-е годы забастовки проводились с целью сохранить предприятие, увеличить заработную плату, то сейчас работники видят, на каких машинах ездят работодатели, какие яхты покупают и где отдыхают. Возникает закономерное желание получить часть прибыли», - добавляет Олег Нетеребский.
По прогнозам представителей профсоюзов, тенденция к увеличению забастовок сохранится и их количество будет только расти. Всплеска можно ожидать осенью, когда закончится сезон отпусков.
Популярность активных протестных акций растет еще и потому, что решать спорные вопросы между работником и работодателем по всей стране сейчас уполномочен только один орган - Трудовой арбитражный суд. За всю историю своего существования он принял на рассмотрение 800 дел, а разрешил 16, то есть всего 2%.
Цифры
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ПРИЗНАЕТ ЛИШЬ ЧАСТЬ ЗАБАСТОВОК
3 предприятия стали местом проведения официально признанных забастовок (за весь 2007 год - 7 забастовок)
3600 человек приняли участие в забастовках в 2008 году (за весь 2007-й - 2900 человек)
28 900 человеко-дней - потери от забастовок в 2008 году (за весь 2007-й - 20 500) Автор: Куртцев Сергей
|