|
|
Мониторинг трудовых конфликтов ЦСТП ведется с 2008 г. В ходе мониторинга анализируются сообщения из интернет-ресурсов, содержащие информацию о трудовых протестах. С помощью контент-анализа из сообщений выделяется информация о регионе, отрасли, причинах, форме проведения результатах и др. параметрах акции протеста, которые затем вносятся в базу данных, обрабатываются и анализируются.
Число акций протеста
В базе данных фиксируются все протестные акции, т.е. события, связанные с действиями работников конкретного предприятия или организации по отстаиванию своих социально-трудовых интересов. Минимальной формой протеста является выдвижение изменению сформулированных требований хотя бы по частичному социально-экономической ситуации или трудовых отношений на предприятии (в организации). В качестве инициатора протеста рассматриваются работники (организованные или не организованные в профсоюз), предпринимающие, в том числе и вместе с представителями других групп и организаций, протестные действия. Особо выделяются протестные акции работников, приводящие к полной или частичной остановке деятельности предприятия или организации (стоп-акции).
Данные о помесячном количестве трудовых протестных акций приведены на рис. 1, а общие и средние данные в таблице 1.
Примечание: данные за 3 месяца
За первый квартал 2014 г. было зафиксировано 57 трудовых протестов (15 в январе, 15 в феврале и 27 в марте). Традиционно в январе фиксировалось минимальное количество протестов, которое потом увеличивалось вплоть до мая. В текущем году в январе было зафиксировано максимальное число протестов, такое же, как в самом протестном 2012 г. Видимо сказалось рекордное значение декабря 2013 г., когда был зафиксирован годовой максимум. В январе 2014 г. уменьшение числа протестов оказалось не очень значительным. В то же время в феврале зафиксирован месячный минимум протестов за последние годы. Возможно, это связано с событиями, захватившим внимание страны (Олимпиада и Украина). Но в марте традиционная динамика восстановилась, и количество протестов вышло на довольно высокий уровень (см. рис. 1). Значение показателя интенсивности протестов, определяемого как среднемесячное количество протестов за период, в первом квартале нынешнего года имеет второе по величине значение за все время наблюдений (19 протестов в среднем за месяц), отставая от максимума в 2012 г. всего лишь на 6,5 %. Таким образом, уровень протестности в первом квартале 2013 г. следует оценивать, как весьма высокий.
За три месяца 2013 г. зафиксировано 18 стоп-акций. В отличие от общего количества протестов, количество стоп-акций невелико и, скорее, может быть оценено, как среднее. Здесь также наблюдается рост числа акций. В начале года, как обычно их очень мало (январь – 3 стоп-акции), но потом их число увеличилось до семи в феврале и восьми в марте. Показатель напряженности протестов, определяемый как отношение числа стоп-акций к общему числу протестов за период, составил 32 %. Это обычный показатель для первого квартала в последние годы. Это позволяет считать уровень напряженности трудовых протестов обычным, не отклоняющимся от нормы.
Некоторое время назад, в ходе анализа подобная ситуация, была названа пограничной. Изменение количества протестов и стоп-акций, хоть и подчиняется определенным внутригодовым циклам, иногда дает неожиданные результаты. Примером может служить резкое увеличение числа протестов в декабре 2013 г. Как правило, такие скачки связаны с изменением внутренней структуры протестов. Поэтому с 2014 г. в текущих справках будут приводиться данные, свидетельствующие о внутренней структуре трудовых протестов, в частности, будет публиковаться информация о максимальных значениях показателей мониторинга.
Максимальные значения
По округам.
Наибольшее количество протестов приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа – по 12 протестов на каждый.
По отраслям.
Среди отраслей безусловным лидером является транспортная отрасль – 21 протест, причем 13 протестов приходится на долю городского транспорта. Ситуация с городским транспортом заслуживает отдельного комментария. Еще в прошлом году был зафиксирован всплеск протестности среди разного рода перевозчиков. Суть конфликтов, приводящих к выступлениям водителей, как правило проста. Городские и региональные власти, меняя или наоборот, удерживая тарифы, влияют на величину заработка водителей, осуществляющих пассажирские перевозки. В случае с традиционными видами транспорта (троллейбусы, трамваи, автобусы) протесты связаны с низким уровнем финансирования транспортных организаций. Сложнее ситуация с так называемыми «маршрутками». Структура таких организаций непростая, в них не всегда можно разделить функции собственника и наемного работника. Иногда собственник машины сам работает или нанимает себе на подмену наемного водителя. Иногда это наемные работники, работающие на предоставляемых им машинах, иногда на арендованных. Положение таких водителей весьма уязвимо: они зависят от тарифов, которые регулируются городскими властями, порой без всякого согласования с ними, они зависят от «черных» перевозчиков, которые при попустительстве властей «забирают» себе часть пассажиров. Наконец, они просто могут лишиться заказа или права на перевозку, которое может уйти к более покладистому ил просто «своему» перевозчику. В любом случае, опасность таких протестов заключается в том, что они находятся в очень чувствительной социальной зоне. Напряжение от водителей городского транспорта может канализироваться в другие области и соединяться с другими формами социального взаимодействия.
Причины протестов
Тенденцией последних лет было то, что доля некогда первоочередной причины «невыплата зарплаты» постоянно снижалось и уходило с лидирующих позиций. Данные первого квартала 2014 г. говорят – невыплаты зарплаты вновь вышли на первое место. Почти в каждом втором протесте (47 % всех протестов) называлась именно эта причина. Сюда же надо добавить протесты, связанные с низкой зарплатой – 24 %. Таким образом, зарплатные вопросы вынуждают людей протестовать.
Причина номер один прошлого года – «несогласие с политикой руководства», теперь отстает – 32 %.
Формы протестов
Как и в прошлом году, наиболее популярными формами протестов остаются выдвижение требований – 44 %, и митинги – 47 %. Подтверждается вывод, что работники нашли альтернативный механизм регулирования трудовых споров. Используется не та процедура, которая предписана в законе, а та, которая позволяет что-то решить. Тактика протестующих: громко выступить, высказать несогласие, заявить протест, выдвинуть требования, продемонстрировать решимость. Если это не помогает, то следующим шагом работники пытаются организовывать митинги, по возможности привлекающие внимание властей и прессы.
В целом в первом квартале протестная ситуация остается на довольно высоком уровне. Если ситуация не будет ухудшаться, то количество протестов останется на привычном для последних лет уровне. Но даже небольшое увеличение числа протестов (10-15 %) способно привести к максимальным показателям протестности.
Подготовил Бизюков П.В. ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП
|