|
|
|
В период кризиса в моду у работодателей вошли так называемые «программы добровольного увольнения». Председатель МПРА в Калуге Дмитрий Трудовой считает, что такие программы лишь играют на недальновидности рабочих.
Когда работникам предлагают уволиться по собственному желанию, выплачивая за это дополнительные оклады, это воспринимается как «мягкая» альтернатива сокращениям. Но так ли это? Если выгода для работодателей очевидна («добровольные увольнения» позволяют им избежать неудобной процедуры сокращения штатов), то преимущества для работников спорны. Обычно критику вызывает то, что «добровольность» наповерку оказывается весьма относительной, а выплаты - минимальными. Фактически рабочему предлагают альтернативу: уйти самому с небольшой компенсацией или быть уволенным по сокращению. Однако председатель МПРА в Калуге Дмитрий Трудовой считает, что бороться нужно не за увеличение размера «отступных», а против самой практики сокращений, неважно – жестких или «мягких».
«Позиция, ставящая во главу угла увеличение размеров выплат лишь стимулирует работников отказаться от борьбы за сохранение рабочих мест. Но так называемые «золотые парашюты» не решают проблему занятости. У нас на «Фольксвагене» работникам предложили уволиться за шесть окладов. Многие воспользовались этим, надеясь быстро найти адекватную замену прежней работе. Сегодня эти работники и их семьи остались без средств к существованию. Многие из них смогли трудоустроиться лишь на зарплату вдвое меньшую, чем на заводе.
К сожалению, средний работник редко рассчитывает на отдаленную перспективу. Но профсоюзные лидеры обязаны делать это и до последнего бороться за сохранение рабочих мест. Например, на «Фольксвагене» мы добились введения гибкой системы распределения рабочего времени, при которой сверхнормативная работа в период высокого спроса на продукцию оплачивается в одинарном размере (в пределах госнорм), но зато сэкономленные средства позволяют платить работникам зарплату в периоды простоя, не прибегая к сокращениям.
Конечно, сколько предприятий, столько и решений, но я считаю, что в кризис защита рабочих мест должна быть приоритетом для профсоюзов».
|