14.12 |
Мониторинг ЦСТП «Трудовые протесты в России» октябрь-ноябрь 2015
|
|
В октябре-ноябре 2015 года состоялись 29 и 31 трудовой протест соответственно. Всего с начала года состоялось 356 протестов. Количественный рост протестов приводит к изменению их качества. Протест месяца – акция водителей дальнобойщиков. Протестов такого масштаба не было с «Рельсовых войн» 1998 г.
Мониторинг трудовых конфликтов ЦСТП ведётся с 2008 г. В ходе мониторинга анализируются сообщения интернет-ресурсов, содержащие информацию о трудовых протестах. В базе данных фиксируются все протестные акции, т. е. события, связанные с действиями работников по отстаиванию своих интересов и прав.
В таблице 1 приведены данные о количестве трудовых протестов за одиннадцать месяцев 2015 г. в сравнении с данными прошлого года и усреднёнными данными за предыдущие годы.
*Примечание: данные за 11 месяцев
В октябре 2015 г. зафиксировано 29 трудовых протестов, а в ноябре - 31. За одиннадцать месяцев состоялось – 356 протестных акций. Эти значения не стали пиковыми для текущего года (см. рис. 1.1.). Максимальные значения были в марте и в июле. Октябрьское количество протестов (29 акций) оказалось меньшим, чем в прошлом году (32 акции). Ноябрьское количество (31 протест) превышает число протестов за этот же месяц в прошлом году (см. рис. 1.2.). Значения остаются высокими и превышают средний уровень. В целом по сравнению с прошлым годом, число протестных акций увеличилось на 37 % - более одной трети, а с предыдущими годами (2008 – 2013) на 53 %, т.е. более чем на половину.
Показатель интенсивности протестов, определяемый как среднемесячное количество протестов за период, составил 32,4 протеста в месяц. Это больше, чем один протест в календарный день. Данный индекс значительно превышает аналогичный показатель за прошлый и предыдущие годы. Различия можно увидеть на рис. 2, где отражается интенсивность динамики - в 2015 г. количество протестов растет большими темпами. Это позволяет говорить, что уровень протестности продолжает нарастать, а о стабилизации, тем более, о снижении этого уровня, нет и речи.
Рис. 2. Месячная динамика количества протестов нарастающим итогом
В октябре и ноябре зафиксировано одинаковое количество стоп-акций – по 13 в каждом месяце. Это максимальные значения количества подобных акций для октября и ноября. Всего за год состоялось 142 протеста, в ходе которых полностью или частично останавливалась работа – на 65% больше чем за аналогичный период прошлого года и на 75% больше, чем в предыдущие (2008-2013) годы.
Показатель напряжённости протестов, определяемого как отношение числа стоп-акций к общему числу протестов, в октябре и ноябре составил 45% и 42% соответственно. Уровень радикальности протестов продолжает нарастать (см. рис 3). Совместный рост интенсивности протестов и их напряженности продолжается.
Рис. 3. Доля стоп-акций в общем количестве трудовых протестов (%)
С точки зрения количественных показателей резкого скачка количества протестов в осенние месяцы, как в прошлые годы, не произошло. Продолжилось нарастание уровня протестности. В предыдущих обзорах задавался вопрос: приведет ли наблюдаемый количественный рост к качественным изменениям? Похоже, что это произошло. Акции медиков, которые происходили по всей стране, а также протест дальнобойщиков, охвативший десятки регионов, показали, что новое качество протестов будет связано с сетевыми, а не с локальными акциями. Межрегиональные, межотраслевые и даже внутрирегиональные акции возникают все чаще. Похоже, что именно в этом, в переходе от локальных (точечных) протестов, возникающих на отдельных предприятиях, к сетевым акциям, объединяющим под одинаковыми лозунгами работников разных предприятий и организаций, разных отраслей, городов и регионов заключается качественное изменение протестного движения в России.
Ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП Петр Бизюков
|