Рабочие российских автозаводов, принадлежащих иностранным компаниям (таким как Ford и Renault) все чаще отстаивают свои права путем массовых забастовок и остановок конвейеров предприятий. Под эгидой Межрегионального профсоюза работников автомобилестроения, куда уже входит профсоюз автомобильного завода «Форд-Всеволожск», недавно создан профсоюз московского «Автофрамоса».
Новая организация требует для 2500 работников прибавку к зарплате в 30%, иначе заводу угрожают забастовки.
Стоит отметить, что профсоюз российского «Форда» в этом году уже не раз устраивал так называемые акции протеста - он настаивал на подписании коллективного договора, который, в частности, должен содержать пункт об увеличении заработной платы на 30%, несении ответственности работодателем за трудоустройство тех рабочих, которые потеряли здоровье на производстве, пенсионном обеспечение сотрудников, выплате компенсаций матерям-одиночкам расходов на детский сад и т.д. К чести профсоюза, забастовки увенчались успехом, и требования рабочих были выполнены. В 2005 году работники российского завода Ford также дважды проводили забастовки, требуя повышения заработной платы и добились этого. Несмотря на это, многие автокомпании, также работающие на рынке России, солидарны с руководством «Форда» и считают забастовки незаконными.
Понимая, что силовыми мерами можно добиться улучшения условий труда, недавно созданный профсоюз «Автофрамоса» также не раз обращался к администрации завода с требованием поднять среднюю зарплату на предприятии, которая на данный момент, в среднем, составляет 15000 руб. для работников со стажем и 10000 руб.– для новичков.
Профсоюз также планирует поднять вопрос об удвоении штата завода до 5000 человек, поскольку к 2009 году «Автофрамос» планирует расширить производственные мощности, но руководство завода не предпринимает видимых шагов по расширению штата.
Необходимо отметить, что экономически аналитики еще в прошлом году прогнозировали серьезное удорожание рабочей силы на автозаводах в Москве и Петербурге. Оба мегаполиса после 2009 года должны стать центрами иностранного автопрома в нашей стране – вокруг них будут построены заводы Volkswagen, Nissan, Toyota, General Motors и ряд компонентных производств, а это значит, что конкуренция между производителями будет расти, а значит в интересах компаний постараться всеми силами удержать грамотных специалистов у себя на производстве, не дав им уйти на сторону. Тем более, что ежедневные убытки того же «Форд-Всеволожск» от простоя оцениваются в $4 млн. Объем производства вышеупомянутого «Автофрамоса» примерно такой же, а значит, его убытки сопоставимыми.
Конечно, в сложившейся сейчас экономической ситуации «зевать» не стоит, и необходимо отстаивать свои права, однако тот факт, что западные концерны доводят свои отношения с работниками до забастовок, приводит к тому, что на автомобили выстраиваются огромные очереди, которые вряд ли являются благом для самих же производителей – потенциальные покупатели могут ведь и не дождаться своей машины, а купить авто у конкурента. Вспомним, что на тот же Ford Focus (особенно в недорогих – околобазовых комплектациях) сейчас срок ожидания порой составляет более 9 (!) месяцев! На Renault Logan подобных очередей пока, к счастью, нет, но если профсоюз «Автофрамоса» начнет подталкивать рабочих к забастовке, они обязательно появятся.
Так что решать вопросы с повышением зарплат и прочими вещами зарубежным автокомпаниям нужно побыстрее, и «безболезненными» путями, которые не будут создавать лишних помех в освоении автомобильного рынка России. Автор: Шевченко Сергей
|