АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Авторские колонки
23.05

Из практики профтехинспектора


Рассмотрим несколько частных случаев из практики технических инспекторов Федерации профсоюзов Курганской области.

КОМПЕНСАЦИЯ ПОД КОНТРОЛЕМ

Не секрет, что работодатель не всегда спешит выплатить пострадавшим на производстве все полагающиеся в этом случае компенсации. Но чаще всего сами работники и их родственники не знают и даже не пытаются выяснить, на что они имеют право. Рассмотрим подобный случай.

В 2005 году на одной из АЗС ОАО “Курганнефтепродукт” при ограблении была убита заправщица.

Осиротела семья: дети трех и девяти лет, супруг. Пенсионный фонд назначил им пенсию по потере кормильца, предприятие выделило 20 тысяч рублей на организацию похорон. Однако никаких выплат из Фонда соцстраха, как и от предприятия, родные погибшей не получили. Вместе с тем компенсация в случае смерти на производстве определена по колдоговору в 400 тысяч рублей.

Когда об этом стало известно в Федерации профсоюзов Курганской области (ФПКО), техническая инспекция труда взяла ситуацию под контроль. Переговоры с работодателем продолжались два месяца.

- На первой же встрече с юристом предприятия мы заявили, что необходимо выполнять условия колдоговора, - рассказывает Зоя Стулина (на фото), главный технический инспектор труда ФПКО. - Нам отказали, заявив, что платить должен тот, кто убил. После этого мы выполнили плановую проверку. Нам предъявили сертификат соответствия по охране труда, то есть сразу дали понять, что на данном предприятии не может быть нарушений в этой области. Кроме того, сама начальник отдела охраны труда имеет аудиторские “корочки”.

Но когда мы посмотрели первый документ - программу вводного инструктажа, сразу стало ясно, что там не все в порядке. Этот документ был датирован 2006 годом, но все ссылки были на статьи КЗоТ, который уже давно потерял силу. Мы проверили также все перечни вредных профессий и тоже нашли нарушения: работникам не в полной мере предоставлялись дополнительные дни к отпуску за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Указали на недостатки. А буквально через неделю нам сообщили, что семья погибшей женщины получила все полагающиеся компенсации. В этом случае мы даже официальных бумаг не выписывали, просто на предприятии работают понятливые, грамотные специалисты. Они понимают меру ответственности, и все нарушения быстро были исправлены.

С ФСС было проще. Чтобы семья получила компенсацию, в Фонд должны поступить соответствующие документы с предприятия и заявление семьи погибшей женщины. Но их не было по той причине, что родственникам кто-то разъяснил, что кроме выплат из пенсионного фонда им более ничего не полагается. Когда же, по нашему настоянию, документы были предоставлены, детям погибшей немедленно назначили все выплаты. В итоге от предприятия родители убитой получили страховку за дочь - 15 тысяч рублей, дети, согласно колдоговору, - 400 тысяч, а из Фонда социального страхования - еще единовременное пособие в 53 тысячи, 36 тысяч задолженности за год и до 18 лет ежемесячно им назначено по 1,5 тысячи.

- Это частный случай, но мы контролируем качество колдоговоров, в том числе раздела “Охрана труда”, финансирования мероприятий по трудоохране, - говорит Стулина. - Есть хорошие колдоговоры, где предусмотрена компенсация морального вреда в результате несчастного случая на производстве, в случае смерти работника. (Например, в акционерном обществе “Стальмост” выплачивается шесть годовых зарплат.) Однако до 2006 года добиваться выплат приходилось в судебном порядке. В прошлом году впервые работодатели самостоятельно выплатили компенсацию морального вреда двум семьям - 1,6 млн рублей.

ПЕНЯ ОТ ФСС

Вот еще одна ситуация, когда ФСС может задержать выплаты по несчастному случаю. Человек, о котором пойдет речь, работал в Кургане, но в филиале челябинского предприятия. Работник получил производственную травму, в результате стал инвалидом. Челябинский филиал ФСС три года отказывался назначать ему выплаты по утрате трудоспособности, не принимая выданные в Кургане справки о зарплате. Тогда он обратился за помощью в техническую инспекцию федерации профсоюзов. Инспекторы инициировали обращение в суд, и по решению суда ФСС выплатил работнику 200 тысяч рублей. Только это не конец истории. Судебный процесс продолжался весь 2006 год - вторым этапом добились пени от ФСС за задержку выплат.

- Согласно статье 125 ФЗ “Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний” ФСС, если задерживает выплаты, обязан выплатить пеню за каждый день просрочки, - поясняет Зоя Елизаровна. - Мы подсчитали, что сумма, которую Челябинский филиал ФСС задолжал работнику, почти втрое больше уже выплаченных 200 тысяч. Но наши суды имеют право ограничивать размер выплаты заявленных в иске сумм. Так что мы сразу написали исковое заявление на 190 тысяч. В суде была большая полемика, однако он обязал Челябинский филиал ФСС выплатить пострадавшему еще 190 тысяч.

ОТ ТРАВМЫ К ПРОФЗАБОЛЕВАНИЮ

Иногда не все последствия производственной травмы проявляются сразу. В такой ситуации оказался, получив травму во время тренировки, тренер по хоккею курганского детско-подросткового центра “Элита”. По первоначальному диагнозу - перелом двух ребер. Но тренер не придал значения болям в тазобедренном суставе. Ребра вылечили, а сустав продолжал болеть. В техинспекцию ФПКО мужчина обратился через три года после травмы, уже став инвалидом II группы.

Технические инспекторы подняли все документы, касающиеся этого случая. В них обнаружились факты, подтверждающие и вторую, показавшуюся сначала незначительной, травму. Составили акт, и тренер обратился в ФСС для получения полагающихся выплат. Там ему отказали: дескать, его инвалидность не имеет отношения к давнишней травме.

- Мы обратились в суд, - рассказывает техинспектор. - Была назначена судмедэкспертиза. Вывод эксперта: инвалидность могла стать результатом как травмы, так и профессиональной деятельности тренера. Судья мог сразу вынести решение о том, что факт несчастного случая на производстве послужил причиной ухудшения состояния здоровья и получения инвалидности. Но вынес другое решение. Мы поняли, что судья не желает связывать с травмой состояние здоровья истца. Тогда мы просто изменили исковое требование, попросив установить профзаболевание, что и было сделано. Но, несмотря на судебное решение, ФСС еще полгода отказывал тренеру в выплатах.

“ОБОЮДОВЫГОДНАЯ” СКРЫТНОСТЬ

К сожалению, в том, что несчастный случай не квалифицируется как производственный, зачастую виноваты либо сами пострадавшие, либо члены их семей.

- Год назад на Курганской ТЭЦ произошел несчастный случай, - приводит следующий пример Стулина. - Была авария, на ликвидацию которой на глубину насосной станции, а это 8 метров, направили сантехника. И только через два часа обратили внимание, что он не вернулся. Когда сантехника нашли, он оказался мертв. Два работника пытались спуститься к нему, но почувствовали резкий запах и вернулись. Вызвали МЧС, и спасатели в спецскафандрах достали тело погибшего. Тогда не были произведены никакие лабораторные замеры, и медики заключили, что смерть была естественной. В итоге комиссия по расследованию несчастного случая не связала его с производством.

Техинспекция ФПКО выдвинула по данному случаю более 20 замечаний. Но и прокуратура, и орган госнадзора и контроля по охране труда их проигнорировали. Однако обращаться в суд техинспекторы не стали, так как об этом их попросила... супруга погибшего, работающая на том же предприятии.

- Женщина сказала, что ей пообещали увеличить зарплату, если она не будет обращаться в суд, - рассказывает Стулина. - Ее перевели на другую работу и повысили зарплату. Отказавшись от дальнейшего расследования, она все-таки поинтересовалась, имеет ли она право позже обратиться в суд, так как ей осталось два года до пенсии. Я ответила, что имеет, так как срока давности в таких делах нет, но потом это будет сложнее.

По словам главного техинспектора, в Курганской области скрывается до 25% несчастных случаев на производстве. Федерация профсоюзов систематически исследует эту проблему:

- Мы идем в заводские здравпункты, берем журналы обращений и смотрим, сколько работников обратилось в связи с травмами по пути на работу, с работы. Сколько бытовых, сколько производственных травм. Мы сравниваем эти данные с показателями за предыдущий период и видим: зарегистрировано настолько же меньше травм на производстве, насколько больше стало травм по пути на работу, с работы и бытовых. Вот на ОАО “Корвет” цеховые комиссии выявили 48 несчастных случаев с записью в больничном листе “травма на производстве”. А если в больничном такая запись, то этот случай расследуется только комиссией предприятия. И оказалось, что все эти травмы были переквалифицированы на травмы в быту, по пути на работу, с работы, то есть расследованы не надлежащим образом. Как поступить? Мы заставили руководителя предприятия перерасследовать все 48 случаев.

Проверка проведена с госинспекцией труда, выдано совместное предписание. И сейчас ОАО “Корвет” - на постоянном контроле профсоюзной техинспекции.

- Бывает, что о несчастном случае нам сообщают из ФСС или из лечебного учреждения, - продолжает Зоя Елизаровна. - Например, в этом году нам позвонили из лечебного учреждения. Сообщили, что поступил больной с травмой брюшной полости - прямо с территории предприятия в рабочее время. Но пострадавший заявил, что упал на дороге. Нам потребовался месяц, чтобы доказать, что травма связана с производством.

В 2006 году в Курганской области произошло 38 смертей на рабочем месте. Из них 14 признаны естественными, однако не всегда этот вывод верен. Почему? Стулина объяснила это на конкретном примере.

На предприятии “Курганоблгаз” работник после разгрузки баллонов умер прямо в кузове автомобиля. Заключение судмедэкспертизы: естественная смерть. Но техинспекторы выяснили, что погибший не проходил обязательного ежегодного медосмотра, и неизвестно, могли ли медики его допустить к выполнению работ по разгрузке. Однако госинспекция труда и работодатели (а их большинство в комиссии по расследованию) сочли этот случай не связанным с производством. Техинспектор ФПКО написала особое мнение. Родственники же погибшего не изъявили желания обратиться в суд и установить факт несчастного случая на производстве. У предприятия всегда находятся варианты, чтобы уговорить семью пострадавшего не делать этого. Причем, скорее всего, на невыгодных для семьи условиях. А родственники просто не знают, что бы они получили, если бы данный случай был официально признан связанным с производством.

- Если работник соглашается на сокрытие несчастного случая на производстве, он должен знать, что впоследствии его могут попросту уволить - хотя бы во избежание возможных конфликтов и огласки, - предупреждает техинспектор. - А работодатель добровольно не согласится составить акт по форме Н-1, расследовать этот случай и квалифицировать его как связанный с производством. Доходит до судебных разборок. Мы стоим на стороне работника, когда у нас есть обоснованные аргументы, которые позволят защитить его права. К сожалению, нередко работники обращаются в федерацию профсоюзов очень поздно. Тогда, когда больничный лист уже переписан: травма по пути с работы, на работу. Или больничного листа нет, и в медкарточке ничего не записано. В такой ситуации людям помочь нельзя.

СТИМУЛ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

Чтобы и работодатели, и трудовой коллектив были заинтересованы в расследовании, а не в сокрытии несчастных случаев, техинспекция предлагает изменить подход к ситуации:

- Мы подготовим и профкому, и администрации методические рекомендации по премированию. Сейчас положение гласит: если есть несчастный случай в структурном подразделении, то его работники автоматически лишаются премии. Мы же предлагаем наоборот: за своевременное и качественное расследование несчастных случаев в структурном подразделении людей премировать. А наказывать только тех, кто указан в акте формы Н-1. Обычно это должностное лицо.

- Необходимо в срочном порядке менять некоторые положения существующего законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев, поскольку именно этот закон послужил и служит сокрытию травм на производстве.

Автор: Кочемина Наталья

|
Источник: Солидарность
к началу статьи авторские колонки версия для печати
добавить статью охрана труда архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: