"Я бы не хотела, чтобы в один прекрасный день мы проснулись в стране, где больше нет свободы слова", — говорит известный тележурналист Одита Кренберга. Такие грустные мысли о возможной цензуре посещают ее неспроста — вот уже несколько месяцев в службе новостей государственного (общественного) ТВ бурлят нешуточные страсти. Недавно тележурналисты даже обсуждали возможность забастовки. До этого, правда, не дошло. Пока…
Телезрители, которые каждый день по привычке смотрят Panorama или другие выпуски новостей на ЛТВ–1 и ЛТВ–7 (в том числе и на русском языке), разумеется, даже не подозревают, какие страсти бурлят за эфиром. Причем страсти эти вовсе не продиктованы творческими поисками, жаждой сделать тот или иной телесюжет "повкуснее". Сегодня многим тележурналистам вообще не до творчества — они заняты борьбой со своим теленачальством. И борьба эта приобретает все более острые формы.
А началось все, как рассказывают сами тележурналисты, с решения руководства ЛТВ отделить корреспондентов от операторов. На первый взгляд вроде бы и логичное решение — журналисты, как представители творческого цеха, работают в одном творческом отделе, а операторы — в другом (техническом). "Однако потом мы поняли, для чего это было сделано: чтобы руководство могло нас, оставшихся без своих телеоператоров, перебрасывать на другие программы.
Иными словами, единой службы новостей не стало и неугодные или неудобные по каким–то причинам корреспонденты просто переводились в другие программы, а новостные сюжеты делали более удобные коллеги. Я лично полагаю, что такова и была истинная цель авторов реорганизации — ослабить новостную службу за счет "избавления" от неудобных профессионалов", — полагает тележурналистка Одита Кренберга.
"Бунтовщики", то есть те, кто начал сопротивляться "реформам", считают, что с ними хотят расправиться за их независимость и за то, что пытаются делать аналитические сюжеты. Заметим, что аналитические сюжеты ветеранов новостной службы действительно в последние месяцы были очень острыми. Особенно доставалось правящей коалиции и отдельным ее представителям. Неоднократно в телеэфире был "бит" и премьер Калвитис.
Очень критично тележурналисты освещали и процесс избрания президентом Валдиса Затлерса. Его "лупили" и за историю с конвертами, и за стиль общения с прессой. В общем, государственное ТВ позволяло себе слишком много "вольностей" по отношению к представителям власти. Такое, говорят в кулуарах тележурналисты, политики не прощают. Но, как вы понимаете, власть имущие нынче, в демократическом обществе, не могут вот так открыто нападать на журналистов. Поэтому решили применить старый добрый способ закрытия рта неугодным — провести реорганизацию.
Справедливости ради заметим, что само руководство ЛТВ категорически отрицает все обвинения, которые звучат из уст сотрудников службы новостей. Руководство уверяет, что все реформы и реорганизации направлены лишь на то, чтобы сделать программы новостей более зрелищными, более насыщенными, более профессиональными. Никакой политической подоплеки, утверждает руководство ЛТВ, за этими изменениями нет.
Возможно, тележурналисты, проработавшие в службе новостей не один год, и поверили бы своему начальству, если бы не произошла нашумевшая в латышской прессе история об отстранении от своих должностных обязанностей режиссера Арты Гиги. Ее отлучили от продюсирования аналитической программы (читай — программы разоблачений и расследований) De facto за то, что в одном из сюжетов "пропустила" при монтаже, то есть не убрала из кадра, нецензурное слово. Конечно, пропускать мат в телеэфир плохо, но очевидно, что это не было сделано умышленно. С кем не бывает…
Так или иначе, но от работы над популярной телепрограммой была отстранена одна из самых опытных режиссеров, которая с 1998 года готовила к эфиру все предвыборные шоу и дискуссии, продюсировала телетрансляцию праздника 800–летия Риги, была за режиссерским пультом во время трансляции рижского саммита НАТО, во время трансляции процесса референдума по вступлению Латвии в ЕС…
В общем, сотрудники службы новостей считают, что более профессионального режиссера на ЛТВ и не сыскать. Видимо, у руководства ЛТВ иное мнение.
Так или иначе, но противостояние теленачальства и группы тележурналистов продолжается, и дело дошло до того, что эти тележурналисты отказались делать сюжеты для спецвыпусков новостей в день референдума 7 июля. Первоначально эта группа "бунтовщиков" и ведущий известной передачи "Что происходит в Латвии?" Янис Домбургс планировали устроить специальные теледебаты в прямом эфире — до референдума, во время него и после объявления результатов всенародного голосования.
Разумеется, они хотели в режиссерское кресло посадить А. Гигу. Но начальство с этим "кадровым предложением" не согласилось, и в итоге Одита Кренберга, Янис Кревиц и другие сотрудники службы новостей объявили нечто вроде бойкота. В эфир спецвыпусков они не выйдут.
"В этой ситуации теленачальство решило поставить в качестве ведущего журналиста, который, по иронии судьбы, был автором сюжета, где произносилось нецензурное слово. Вот только за это наказали режиссера, а его… сделали ведущим. Абсурд какой–то!" — сокрушается Кренберга.
"Бунтовщики" пока еще не знают, как они будут действовать дальше. Или просто подадут заявление об уходе с ЛТВ, или устроят забастовку, или все–таки продолжат работу. Все, считают они, будет зависеть от позиции ТВ–начальства. А пока, сразу после референдума, "бунтовщики" уходят в плановый отпуск.
Возможно, когда они вернутся, на их местах уже будут сидеть другие дамы и господа… Автор: Эльдаров Эдуард
|