Сохранение трудового ресурса декларируется на самом высоком государственном уровне. Кого ни послушаешь, будь то профсоюзные лидеры, государственные чиновники или народные избранники, каждый ратует за 8-часовой рабочий день, за стопроцентную оплату больничных листов и за безопасный труд. В Трудовом кодексе по-прежнему сохранены все основные социальные гарантии.
Однако соблюдать их никто не собирается, по крайней мере, в полном объеме. По этому поводу собираются трехсторонние комиссии, формируются думские комитеты, создаются управления и департаменты, но ничего существенного не происходит. Продвижение вперед на шаг заканчивается отступлением на два.
Вот и у нас в крае действует такая комиссия, включающая в себя несколько ведомств: Роспотребнадзор, минздрав, профсоюзы и далее по списку. Системы, разумеется, нет. Вернее, есть у каждого своя. Предложения по усовершенствованию поступают. Но слышать их хотят далеко не все. «В Росстате появляются сведения о состоянии охраны труда по Пермскому краю, которые неизвестно откуда берутся, - заявляет зам. руководителя Роспотребнадзора по Пермскому краю Виктор Хорошавин, - у нас по этому поводу несколько другие сведения. Причем они могут отличаться от тех, которыми располагают в минздраве. Эти факты указывают на то, что необходимо координировать действия различных ведомств, занимающихся вопросами охраны труда». Мы, кстати, уже поднимал эту тему. Представленные Хорошавиным цифры впечатляют. Даже без комментариев понятно, что мы примерно вдвое превышаем среднероссийские показатели. Это касается и безопасности рабочих мест, и тяжелого травматизма и смертности, и профзаболеваемости, которая на 31% заканчивается утратой трудоспособности.
Причины, которые указал представитель Роспотребнадзора: низкая компетентность организаций, проводящих аттестацию рабочих мест, недостаточная техническая оснащенность врачей, проводящих профосмотры. По сведениям Хорошавина, у нас уровень выявления профзаболеваний – 55%, прошедших осмотр, в то время, как в Свердловской области – 95%.
Однако, по мнению представителя краевого минздрава Натальи Возгомент, низкая «выявляемость» - следствие низкой заболеваемости. «Разница в сорок процентов со свердловчанами - это показатель того, что мы качественнее проводим медицинское освидетельствование при устройстве на работу». Разумеется, если сам себя не похвалишь – не похвалит никто.
Однако в Роспотребнадзоре тоже не дремали. В то время как минздрав «фигурял» цифрами года предыдущего, государевы надзиратели уже в 2007 году собрали с 44 юридических лиц 303 900 рублей в виде штрафов за нарушение условий труда. В ходе этих проверок 614 человек отстранены от работы, 790 переведены на другую. Тогда как в прошлом году было выявлено всего 710 нарушений. Вместе с тем, в Роспотребнадзоре признают, что эти показатели не могут быть объективны, поскольку все проверки плановые, а по плану одно и то же предприятия федеральные чиновники могут проверять не чаще одного раза в два года.
При ежедневном падении культуры производства этой периодичности явно не достаточно, чтобы составить объективную картину происходящего. Чего-чего, а скептицизма у федеральных слуг больше, чем у региональных. По их наблюдениям ясно видно, что, если по одним показателям безопасность труда улучшается, ждите ухудшения по другим. В 2006 году улучшения ситуации по травматизму благополучно компенсировались острыми отравлениями на производстве. Их количество за 12 месяцев выросло в 4 раза. При этом сведения, собранные одной инстанцией, не могут быть объективны еще и потому, что легкие и средние расстройства, связанные с профессиональной деятельностью, от одних глаз скрываются достаточно легко. Причина не столько в близорукости проверяющих, сколько в трехсторонней заинтересованности. Первый, кому выгодно спрятать больного, - это работодатель. Причина проста – ему не нужны плохие показатели и лишние расходы на реабилитацию сотрудника. Вторая заинтересованная сторона – лечебное учреждение, проводящее профосмотр. Его выгода в том, чтобы удовлетворить заказчика, то есть руководство предприятия. От его удовлетворенности зависит, получат медики повторный заказ или нет. И третий в этой цепочке - сам работник, которому не хочется терять стаж, оклад и выслугу, одним словом, рабочее место, особенно тогда, когда он проработал на нем более 10 лет.
В этой круговой поруке невозможно скрыть только тяжелые травмы и патологии, поскольку они видны даже невооруженным глазом. Да и вооруженность сама по себе относительна. Сумма, выделяемая на профессиональные медосмотры, - 580 рублей на работника в год. В минздраве же настаивают на том, что все прекрасное объективно. И это понятно - краю нужны хорошие показатели, насиженные места и новые инвестиции в старое производство. Автор: Алексеев Иван
|